Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Событие
Фото:

Будущее России - в инновационной экономике

Будет ли в России инновационная экономика и как этого добиться? Через содействие внедрению изобретений в производство и создание кооперационных связей между промышленностью и наукой; путем перераспределения инвестиционных ресурсов, внесения изменений в налоговое законодательство, с помощью поддержки инноваций в малом бизнесе – вот лишь некоторые мнения, высказанные 16 мая на круглом столе «Инновационная Россия: знание – сила!» в информационном агентстве «Росбалт». Инновационное будущее России обсуждали: Оксана Дмитриева, член комитета по бюджету и налогам, Екатерина Попова, руководитель межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства РФ в области новых направлений осуществления научно-технической и инновационной деятельности при Администрации президента РФ, Дмитрий Ливанов, заместитель министра образования и науки РФ, статс-секретарь, Константин Абрамов, исполнительный директор ВЦИОМа, Иван Грачев, председатель Национального совета по оценочной деятельности.

По словам Е. Поповой, стратегической целью деятельности межведомственной рабочей группы является создание таких законов, которые способствовали бы изменению структуры экономики и внедрению новых инновационных технологий. Для этого необходимо совершенствовать законодательство в инновационной сфере, основываясь на анализе передового международного опыта (например, США, Франции, Германии). Основная цель системных законодательных преобразований при создании инновационной структуры, считает Е.Попова, - содействовать внедрению изобретений в производство и созданию кооперационных соглашений между промышленными предприятиями и научными учреждениями. «Членами межведомственной рабочей группы подготовлен пакет документов по изменению Налогового кодекса России для стимулирования инновационной деятельности, но активизировать этот пакет можно только после внедрения в законодательство соответствующих системных понятий: понятие инновационного предприятия, инновационной деятельности», - заявила она. В ближайшее время этот пакет документов будет доработан, с целью создания «всестороннего законодательства», которое и реализуется в инновационной деятельности.

Д. Ливанов считает основной задачей реализации инновационной политики в России создание конкурентноспособной науки, которая была бы частью и мировой инновационной системы. В секторе исследований и разработок, по его словам, налицо проблемы развития, связанные с низким уровнем государственного финансирования и недостаточным спросом на инновации как со стороны российской экономики, так и со стороны предпринимательского сектора.

Заместитель министра образования и науки РФ подробно остановился на вопросе финансирования научных исследований. Чрезвычайно низок уровень госфинансирования, который, по его данным, составляет сейчас 0,71% госбюджета. Низкий уровень финансирования также наблюдается и со стороны предпринимательского сообщества. Основная задача политики в этой сфере на современном этапе, по мнению Д. Ливанова, состоит в стимулировании государством увеличения расходов предпринимательского сектора на НИОКР. Это означает использование инструментов, связанных как с государственным финансированием, так и с использованием налоговых мер, имеющих своей целью стимулирование увеличения расходов компаний на НИОКР и их технологическое перевооружение.

Также Д.Ливанов отметил, что большая проблема - незаинтересованность предпринимателей в приобретении российских технологий. Основная причина этого – низкое качество российских научных разработок. Кроме того, постоянно растут расходы на технологическое оснащение предприятий импортными машинами. Исходя из вышесказанного, замминистра сделал вывод: в стране имеется существенный резерв для расширения внутреннего рынка инноваций, который может быть расширен за счет улучшения качества и повышения конкурентноспособности научных разработок. «Сегодня Россия экспортирует на мировой рынок необработанные знания, а импортирует готовые дорогие технологии, - заключил он. - Усилия государства должны быть направлены на формирование предпринимательской среды в науке, создание негосударственных научных организаций».

И.Грачев в своем выступлении подчеркнул, что в будущем экономически процветать будут только те страны, которые продают «упакованные знания». По его мнению, сейчас Россия должна строить инновационную экономику, постепенно снижая долю сырьевых отраслей. «Мы уходим от экономики знаний», - подчеркнул председатель совета по оценочной деятельности. Чтобы развивать «экономику знаний», по его словам, необходимо привлекать инвестиционные ресурсы в эту сферу. В качестве основного механизма перераспределения инвестиционных ресурсов из сырьевой сферы в интеллектуальную он видит налоговый.

Оксана Дмитриева рассказала о предлагаемых изменениях в налоговом законодательстве, связанных со стимулированием инновационной деятельности. По ее мнению, они должны быть направлены на стимулирование науки, стимулирование инноваций в производстве, стимулирование инфраструктуры науки, стимулирование спроса на научные исследования, стимулирование инвесторов. Сейчас, сообщила О. Дмитриева, эти направления серьезно прорабатываются. Среди некоторых предлагаемых изменений в сфере налогообложения: снижение единого социального налога до 15,5% с сохранением социального, медицинского страхования в полном объеме; освобождение от налогообложения благотворительных организаций в сфере науки; принятие мер по ускоренной амортизации в научной сфере; принятие мер по стимулированию обновления оборудования; расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения (увеличение оборота для перехода на упрощенку до 70 млн руб.); снятие ограничений на состав учредителей; восстановление льгот по земельному налогу и налогу на имущество; возвращение льгот по патентам и лицензиям, на приобретение оборудования; освобождение всех НИР от НДС. Все предложенные льготы, по словам О.Дмитриевой, оцениваются примерно в 30 млрд руб, из них льготы по земельному налогу составляют 9 млрд руб., по единому социальному налогу – 6 млрд руб., по налогу на имущество – 5,2 млрд руб.

Константин Абрамов привел статистические данные, как относится население к тому, что на макроэкономическом уровне наша страна продолжает оставаться страной с сырьевой экономикой: 47% населения согласны, 17% считают это вынужденной мерой, 20% населения называют этот путь гибельным. По его данным, около 30% экономически активного населения России выступают за инновационную экономику. Это представители крупного, среднего и малого бизнеса. По мнению К.Абрамова, особенно в инновациях и их финансировании заинтересован малый бизнес; но чтобы внедрять новые дорогие инновационные технологии на предприятии, необходимо снизить налоги, упростить систему налогообложения. Именно сейчас, считает он, сложилась благоприятная ситуация для поддержки инноваций в малом бизнесе.

В заключение круглого стола Валерий Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт», поставил вопрос: «Есть ли у России конкурентные преимущества для того, чтобы инновационный бизнес был эффективен?»

И. Грачев уверен, что Россия «вполне конкурентноспособна, так как уровень генерирования знаний в нашей стране сильнее всех в мире, и сейчас надо превратить знания в товар».

Е.Попова добавила: упор в инновационной сфере надо сделать на энергетику, космическое и авиастроение, но в любом случае основой трансформаций должно стать законодательство.

К. Абрамов подчеркнул, что упор в законодательной сфере надо сделать на малый бизнес, так как ""он может стать реальной точкой роста инновационного бизнеса в России"".

Д.Ливанов предложил, прежде всего, выделить приоритетные направления в системе исследований, создать мощную поддержку научных коллективов и отдельных ученых, а не только научные институты.

Участники круглого стола прогнозируют утверждение первой части пакета документов по инновационному развитию экономики России до конца весенней сессии в Думе.

ИА «Альянс Медиа», 17 мая 2006 г. 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07