Делимся впечатлениями!
Наталья Седова, руководитель научно-методического департамента ВЦИОМ, член оргкомитета Конгресса:
В этом году конгресс проходил уже в пятый раз. Выросли масштабы мероприятия, в этом году на площадке было более 350 участников, некоторые агентства и компании, проводящие исследования инхаус, были представлены большими командами, по 5-7-10 человек. Программа получилась сильная и очень интересная. Впервые мероприятия шли в два потока. Один был ориентирован на клиентов, заказчиков исследований, здесь в фокусе внимания были возможности искусственного интеллекта в исследованиях и эффективность рекламных компаний. Второй был адресован исследователям, на нем подробно разбирали проблемы и решения в CATI-опросах, онлайн-панелях, качественных исследованиях. Эти три кита современного ресеча сталкиваются сегодня с серьезнейшими вызовами, но общий вывод по итогам дискуссий позитивный – все они на плаву, индустрия находит ответы и решения, иногда даже идет на опережение. Сдержанно-вдохновляюще выглядят, в частности, эксперименты с использованием роботов для CATI-исследований. И очевидно, что будущее за комбинированием, гибридностью, многоканальностью – этот тренд так или иначе звучал в самых разных докладах.
Олег Оберемко, руководитель Методлаборатории ВЦИОМ, спикер Конгресса:
Наша история знает два вида науки. Во-первых, науку национальных «королевских обществ», т.е. национальных академий, гордящихся иностранным членством, но все равно национальных: мол в нашу нацию и заслуженные чужеземцы вхожи; заказчик поддерживает всякое содействие абстрактному прогрессу и просвещению – исследуй, что душа пожелает, лишь бы виднелось расширение картины познанного мира, как всеобщего достояния для всеобщей пользы. Во-вторых, науку корпоративную, которая эгоистично и ревниво печется о частной выгоде своей корпорации. Частная выгода лицемерно маскируется под всеобщую пользу, но зато польза эта не абстрактная, а вполне осязаемая; и если много частников изыщут себе конкретную пользу, то и сумма пользы для всех увеличится вполне конкретно.
Стримы конгресса ОИРОМ показали, что обе науки друг без друга жить не могут: упоение абстракциями, как и уход в конкретику ведут к бесплодию. Поэтому большинство докладов коллективные: объединялись или представители прямых конкурентов в понимании ценности каждого друг для друга в раскрытии темы, или смежники – рекламщики и ресечеры, например, – для развития конкретных проектов. Все это говорит о зрелости отрасли в целом, и игроков на отраслевых рынках. Вместе мы горы свернем!
Евсеева Снежана, руководитель департамента организации исследований ВЦИОМ, гость Конгресса:
Приятно было увидеть коллег, обменяться опытом, идеями. Никакое дистанционное общение, даже регулярное, не может полностью заменить личное. Была рада увидеть на конгрессе наших постоянных партнёров, коллег.
В докладе по онлайн панелям обратили на себя внимание три сюжета. Во-первых, все больше и больше панелистов отвечают с мобильных устройств, вне зависимости от возраста, округа проживания. Соответственно, тренд на развитие адаптированного инструментария и программного обеспечения под мобильные устройства. Во-вторых, длина анкеты - один из основных параметров, влияющий на конверсию участия панелистов в опросах и на удовлетворённость участием в панели. В-третьих, проблема профессиональных панелистов, которых постоянно «отлавливают» сотрудники контроля и доля которых может достигать в отдельных проектах 20%. Это настоящий бич индустрии панелей! В этом смысла панель ВЦИОМ-онлайн выглядит очень сильным и конкурентоспособным инструментом, в нее рекрутируются участники случайным образом, через телефонный опрос.
Доклад про достижимость телефонных опросов в очередной раз подтвердил наличие проблем в достижимости, которая за последние 10 лет снизилась почти на 70%, в этом плане очень интересны данные ФОМ. Техническая недостижимость, по данным SURVEYSTUDIO, за год практически удвоилась. Наши коллеги из ВЦИОМ Олег Оберемко и Илья Буханский поделились опытом применения ИИ при анализе причин и мотивов в отказах от участия в опросах. Первый их вывод - телефонники будут жить долго, хотя, возможно, не очень счастливо. Второй - искусственный интеллект на подобных задачах применять можно, но без человека довести процедуры до ума пока невозможно. Коллеги из Ипсос представили результаты экспериментального применения роботов при опросе. Роботы могут заменить операторов, но только на совсем небольших анкетах (до 5-7 вопросов) и стоимость разработки робота под каждый проект пока очень высока.
Запись докладов и презентации можно приобрести тут, категория билетов «запись».