Примеры рисков и последствий
Последствия
Ухудшение условий программы сотрудничества с территорией
Последствия
Административное давление со стороны надзорных структур
Последствия
Протестные выступления, срыв реализации нового проекта
Последствия
Рост затрат на персонал. Сложность поиска персонала в регионе. Деструктивное поведение сотрудников, снижение коммуникационной и поведенческой лояльности
Этапы подготовки карты рисков
SWOT-анализ на базе оценки имиджа Компании среди целевых групп, с акцентом на слабые стороны и угрозы
Описание внутренних и внешних факторов, способствующих возникновению рисков
Оценка вероятности возникновения и степени влияния каждого риска, с подготовкой карты
Отбор приоритетных рисков и создание рекомендаций для разработки мероприятий по управлению рисками
Методология и информационная база
- Анализ кадровых документов (текучесть кадров, причины ухода и пр.)
- Глубинные интервью с ключевыми сотрудниками Компании (руководители подразделений и выше, старожилы, ключевые информанты) – примерно 5-10 человек
- Наблюдение (легендированное присутствие в основных подразделениях Компании) – не менее 2 наблюдателей, оптимально несколько дней
- Формализованное анкетирование сотрудников (дополнительные гарантии анонимности, желателен онлайн-опрос) – не менее 400 респондентов*
*На количество опрошенных, число групп/интервью влияет общая численность сотрудников, количество подразделений, сроки и пр.
- Формализованный опрос населения региона – оптимально не менее 1000 респондентов (телефонный опрос или опрос по месту жительства)
- Фокус-группы с населением, представителями целевых групп (активисты, потенциальные сотрудники, жители улиц вокруг предприятия и пр.) – примерно 3-15 фокус-групп
- Экспертные интервью с представителями органов власти региона, отрасли, СМИ и пр. – примерно 20-30 интервью
- Анализ медиа-имиджа Компании и региона в традиционных СМИ и социальных медиа, анализ деловой и отраслевой периодики, профильных интернет-изданий – массив текстов за 1 год
- Дискуссионный онлайн-форум с целевыми группами – примерно 30-40 участников
Основные показатели
Регион
Социальное самочувствие: восприятие населением, целевыми группами положения дел в области/городе – текущий статус, ретроспективная и прогнозируемая динамика, сравнение с другими регионами.
Основные субъекты (организации, персоны как формальные, так и неформальные объединения), влияющие на ситуацию в регионе – федеральные и местные власти, предприятия, общественные движения, виртуальные группы интересов, объединяющие представителей местного сообщества (экологи, дольщики и пр.)
Компания
Уровень осведомленности местного сообщества, целевых групп о Компании, ее деятельности, представителях, основные стереотипы, признанные в местном сообществе мнения, эмоциональное отношение
Преимущества присутствия Компании в регионе (признанные и неосознаваемые), автоматические и дополнительные выгоды от работы Компании
Прямые и косвенные угрозы от деятельности Компании в регионе (известные и потенциальные), риски с разной степенью управляемости и ресурсами, необходимыми для снижения угрозы
Ожидания от Компании – уровень вовлеченности и направления профильной для предприятия и дополнительной деятельности в рамках взаимодействия с местным сообществом (социальная ответственность бизнеса)
Исследовательско-консалтинговый процесс ВЦИОМ
Сбор и анализ данных из различных источников
Внутренний анализ
Анализ документов Компании
Глубинные интервью с представителями Компании
Наблюдение
Анкетирование сотрудников
Внешний анализ
Опрос населения
Фокус-групп
Экспертные интервью с внешними специалистами
Анализ медиа-имиджа
Дискуссионный онлайн-форум
Создание управленческих выводов и рекомендаций
Моделирование
карты рисков
Стратегическая сессия с вовлеченными представителями Заказчика для обсуждения проекта карты рисков
Апробация
и внедрение
Рекомендации для разработки мероприятий по управлению рисками на основе подготовленной карты