Ежемесячный всероссийский опрос "Экспресс"

ЧТО ТАКОЕ «Экспресс»

Проект «Экспресс» - всероссийский квартирный опрос, который проводил ВЦИОМ до 2017 года. Каждый месяц опрашивалось 1600 респондентов по всей стране – в 45 регионах, 146 населённых пунктах. Метод опроса – личные интервью на дому у респондента. 100% анкет собирается на планшетах. Реализуемая нами выборка репрезентирует население РФ по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию. Исследование охватывает все федеральные округа. «Экспресс» - опрос омнибусного типа. Это значит, что анкета каждого опроса включало в себя разные темы (от политики и экономики до маркетинга). «Экспресс» сопровождался многоуровневым контролем качества данных на всех этапах исследования: наблюдение супервайзеров, прослушивание записей интервью, контроль соблюдения маршрутов.

С 2017 года мы перешли на ежедневный всероссийский телефонный опрос "ВЦИОМ-СПУТНИК". 

ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ "ЭКСПРЕСС"

Как выбирались населенные пункты и респонденты для опроса

Сначала отбирались субъекты РФ, в которых будет проводиться опрос. Для каждого региона вычисляется «ранг представительности» - чем выше этот ранг, тем картина мнений по региону ближе к среднероссийской.

Как вычисляется этот ранг? Во-первых, наиболее представительными считаются субъекты, обладающие наибольшим населением. Во-вторых, для представительности должно учитываться, что данный субъект, в определенном смысле (по ряду параметров), похож на остальные субъекты.

Сначала проводится расчёты для измерения сходства между регионами. Для этого используется широкий ряд параметров, объединённых в следующие факторы:

  • Уровень политической лояльности.
  • уровень экономического благополучия региона (в данный фактор включается и проникновение Интернета).
  • Уровень проникновения традиционных СМИ.
  • Урбанизация.
  • Включенность региона в сырьевую экономику
  • Социальная напряженность.
  • Индустриальная ориентация региона.
  • Экономическое отставание региона.

Далее согласно модели рассчитывается «ранг представительности» каждого региона.

  • вычисляется расстояние региона от модельного среднего, «наиболее типичного» региона;
  • численность населения субъекта делится на это расстояние – тем самым получается «индекс представительности», отражающий представительность по населению, скорректированную с учетом типичности этого населения;

В результаты получается рейтинг регионов по уровню их представительности, что позволяет включать в опрос наиболее представительные регионы.

Далее отбираются конкретные города и сёла, в которых будет проводиться опрос. Для этого сначала рассчитывается количество респондентов, которое приходится на данный каждый регион в общей выборке – оно пропорционально доле населения региона в РФ.

Затем на основе данных Росстата  пропорционально распределялись респонденты по разным типам населённых пунктов. Таких типов всего 7, это города с населением более 1 млн. чел., города с населением от 500 тыс. до 1 млн. чел., от 100 тыс. до 500 тыс. чел., от 50 тыс. до 100 тыс. чел, менее 50 тыс. чел., ПГТ, сельские районы. Таким образом мы определяли, сколько респондентов нужно опросить, например, в сёлах, а сколько – в городах с населением от 100 до 500 тыс. человек.

Далее выбираются, какие конкретные города и сёла должны войти в нашу выборку в регионе. Если в регионе имеется только один населённый пункт нужного типа, именно он и включается в выборку. Но часто бывает, что поселений нужного типа (например, сёл) в регионе много. Тогда выбирается тот населённый пункт, который будет ближе всего к среднестатистическому по численности населения. Если на населённый пункт приходится более 16 респондентов и в регионе есть другие населённые пункты такого же типа, выборка делится между ними.

На третьей ступени отбираются конкретные точки опроса в населённом пункте. Это делается методом случайного отбора. Поскольку полного списка улиц и домов для России нет (он доступен только для отдельны поселений), в качестве единицы отбора мы используем избирательные участки.

Для каждого опроса проводится случайный отбор избирательных участков, на территории которых будет проводиться опрос. В рамках отобранного нами избирательного участка наши региональные партнёры определяют начальную точку маршрута и его направление. Таким образом, один и тот же дом не может попасть в несколько волн опроса подряд.

Далее нужно отобрать конкретные дома и квартиры, в которых будет проводиться опрос. Отбор домов и квартир производится методом сплошных посещений, когда интервьюер обращается во все дома и квартиры в доме по маршруту. При этом установлено ограничение на предельное число квартир в одном доме в зависимости от этажности дома и числа квартир в нём. В отличие от пошаговой системы отбора квартир, такой отбор возможно эффективно контролировать.

На последнем этапе проводится отбор респондента внутри квартиры. Отбор проводит интервьюер на основе выданного ему квотного задания - распределения респондентов в населённом пункте по полу, возрасту и типу образования. Это позволяет добиться структурной (нестатистической) представительности, при том, что при соблюдении всех условий отбора, выборка с контролем квот может рассматриваться как достаточно хорошее приближение к случайной.

Репрезентативность данных и статистическая погрешность

Репрезентативность данных обеспечивается попаданием в выборку наиболее представительных по численности и типичных, т.е. похожих на остальные субъекты регионов, соблюдение пропорций в численности населения и численности опрошенных между населенными пунктами разного типа, случайным отбором участков и маршрутов.

Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта.

Для данной многоступенчатой стратифицированной выборки, с маршрутным отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Контроль качества данных

Реализуется многоуровневый контроль, который начинается на этапе подготовки к опросу, продолжается в ходе всего опроса, а на завершающем этапе включает в себя разные методы проверки качества собранных данных.

Обеспечивается качество данных:

  1. Для каждой анкеты составляется инструкция по проведению исследования и каждый интервьюер проходит инструктаж, на котором разбираются все сложные вопросы.
  2. Опрос проходит под контролем специально подготовленных супервайзеров, которые следят за соблюдением инструкций и консультируют интервьюеров при необходимости.
  3. Электронное программирование анкеты защищает от ошибок ввода: интервьюер не может ввести в текстовое поле цифры или отметить несколько вариантов там, где предусмотрен только один.
  4. Проверяется соблюдение маршрутов не только по координатам GPS, но и путём ручной сверки адресов в анкетах с картами. И мы регулярно – не реже, чем раз в месяц – проводим пеший контроль.
  5. Благодаря тому, что интервью проводится на планшетах, можно быть уверены в том, что методика опроса соблюдается. 100% интервью записываются и далее проводится прослушивание 20% случайно отобранных интервью. Если у интервьюера обнаружены нарушения хотя бы в одной отобранной анкете, прослушиваются все его анкеты.
  6. По собранному массиву проводится логический контроль данных. Выявляются и отправляются на прослушивание все анкеты, по которым зафиксировано слишком короткое время интервью. Выявляются интервьюеры, анкеты которых показывают распределение данных, существенно отличное от среднего – такие анкеты также отправляются на прослушивание. Все отбракованные анкеты удаляются из массива, по ним проводится доопрос.

Взвешивание

Многоступенчатая стратифицированная выборка с контролем квот на последнем этапе отбора в общем случае не требует дополнительных выравниваний структуры с помощью весов.

Как сейчас формируется выборка и проходит ежедневный всероссийский Омнибус смотрите на странице "ВЦИОМ-СПУТНИК".