Социальная экспертиза нормотворчества

Социальная экспертиза нормотворчества

Cтратегических программ /проектов законодательных /нормативно-правовых актов

Управленческая проблематика

Разработка проектов законодательных/нормативно-правовых актов, в некоторых случаях осуществляется без глубокого анализа факторов возможного негативного их восприятия различными целевыми группами.

ВЦИОМ

Реализация таких управленческих решений может привести к росту социальной напряженности.

ВЦИОМ

Проведение независимой социологической экспертизы рассматриваемых законопроектов, дает возможность определить потенциальные социальные последствия и найти альтернативные решения или способы снижения негативных реакций.

Консалтинговые этапы в рамках продукта ВЦИОМ

Диагностика потенциальных рисков (с участием разработчиков законопроекта и представителей федеральных и региональных органов власти, вовлеченных в дальнейшую реализацию законопроекта)

Разработка оптимальной стратегии сбора данных

Разработка стратегии нивелирования негативных реакций общества и отдельных целевых групп на планируемые решения

Исследовательские задачи

бизнес-цель

Цель

Выявить в целевых аудиториях показатели восприятия проектов нормативно-правовых, законодательных актов или стратегических программ

бизнес-цель

Аудитории исследования

- Целевые аудитории, являющиеся объектом социальных управленческих решений

- Группы влияния и «лидеры мнений», формирующие восприятие

бизнес-цель

Предмет исследования

- Восприятие в целевых аудиториях проектов законодательных инициатив

- Ключевые факторы (рациональные и эмоциональные), лежащие в основе негативного показателя восприятия законодательной инициативы

- Риски роста социальной напряженности (в том числе – массовых протестных выступлений) на фоне неприятия решений

Базовая стратегия исследования

Экспертная сессия

Закрытая диагностическая экспертная сессия проводятся с участием представителями следующих целевых аудиторий:

  • разработчики законопроекта/инициаторы внесения поправок в действующее законодательство
  • представители федеральных и региональных органов власти, чья деятельность связана с планируемыми нововведениями.

Общее количество участников экспертной сессии – до 25.

Количественный опрос населения/целевых групп

Количественный опрос населения Российской Федерации (если законопроект затрагивает интересы отдельных профессиональных или социальных групп, проводится опрос представителей соответствующих целевых групп).

Метод сбора информации определяется тематикой проекта.

Фокус-групповые интервью с представителями целевых групп

Фокус-групповые интервью проводятся с представителями целевых групп, являющихся объектами регулирования для тестируемого проекта законодательного акта/инициативы. Рекомендуемое количество фокус-групп – от 4 до 12. География проведения зависит от особенностей проекта. (В зависимости от тематики – проводятся в офлайн или онлайн формате)

Онлайн тестирование проектов законодательных актов

Осуществляется обсуждение базовых положений документа в онлайн формате (сбор предложений и комментариев по каждому из пунктов тестируемого проекта документа). По итогам обсуждения – подготовка сводных заключений по каждому из разделов / отдельных пунктов документа.

Рекомендуемые опции

Предварительное кабинетное исследование
Анализ действующей нормативно-правовой базы и содержания планируемых поправок. Анализ мирового опыта в сфере (сбор информации о существующих подходах к законодательному регулированию соответствующих вопросов и достигнутых социально-экономических эффектах при принятии аналогичных решений)
Проведение мониторинга СМИ и социальных сетей
Выявление наиболее значимых аргументов противников принятия законопроекта /поправок в действующие нормативно-правовые акты. Мониторинг СМИ осуществляется с использованием базы данных Медиалогия. Мониторинг социальных сетей осуществляется с использованием специализированных программных продуктов.
Проведение глубинных интервью с «лидерами мнений»
Проведение серии глубинных интервью с представителями сторонников и противников законопроекта /поправок (публичными лицами, выступающими «лидерами мнений», отражающими позицию отдельных заинтересованных сторон). Общее количество глубинных интервью -10.
Тестирование ключевых сообщений
Ключевые сообщения, которые планируется использовать в рамках освещения инициатив, проходят оценку по таким параметрам как «убедительность», «доверие к сообщению», «аргументированность», «эмоциональное присвоение целевыми аудиториями» и т.п. Метод сбора информации – онлайн фокус-группы.
Разработка карты рисков продвижения инициативы
Карта рисков включает в себя описание основных барьеров и групп влияния, которые могут препятствовать принятию законодательного акта/поправок, возможные сценарии нивелирования рисков, описание условий , необходимых для реализации соответствующих мер.
Проведение стратегической сессии по обсуждению результатов
Стратегическая сессия проводится с участием представителей Заказчика в закрытом режиме. Утверждается перечень мер по продвижению инициативы и нивелированию связанных с этим социальных рисков.
Проведение мониторинговых замеров
Мониторинговые замеры реализуются в соответствии с графиком реализации мер, предусмотренных Дорожной картой (по завершении каждого из этапов) посредством проведения количественных опросов. Количество и периодичность замеров определяются на этапе запуска проекта.

Отчетные материалы, предоставляемые Заказчику

Сводный аналитический отчет по результатам реализации комплекса работ

Краткая презентация, содержащая ключевые выводы, по результатам сбора и анализа данных

Рекомендации по использованию ключевых сообщений и аргументов при проведении информационной кампании

Дорожная карта по реализации мер, направленных на нивелирование рисков роста социальной напряженности

Оперативные отчеты по результатам мониторинга ситуации

Примеры реализованных проектов

инфоповод

ТЕСТИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЗ«О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации»
Инициативное исследование

«О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации»
Инициативное исследование

Цель:

Оценка восприятия россиянами значимости базовых направлений законопроекта

Результат:

  • Создан перечень наиболее востребованных мер в области социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан
  • Сформирован рейтинг приоритетности мероприятий в рамках каждого из тестируемых направлений
  • Выявлены положения законопроекта, неоднозначно воспринимаемые населением (потенциальные риски)
инфоповод

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИЗаказчик: iMARS

Заказчик: iMARS

Цель:

Выявление приоритетных направлений, а также текущих проблем развития железнодорожного транспорта в России, в том числе - ожидаемых экспертным сообществом мер государственной политики и поддержки отрасли

Результат:

  • Определены приоритетные меры государственной поддержки отрасли в краткосрочной и долгосрочной перспективе
  • Выявлено мнение различных целевых групп относительно оптимального распределения государственных средств между различными видами транспорта
  • Оценены риски приватизации пакета акций ОАО «РЖД»

Остались вопросы?

Мы перезвоним вам в ближайшее время

Вы всегда можете связаться с нами:

По телефону По телефону
+7(495)982-50-75

Знать, чтобы побеждать!