Закон о просветительской деятельности сегодня – одна из самых противоречивых и обсуждаемых инициатив. В конце 2020 года группа парламентариев из комиссий Госдумы и Совета Федерации по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России внесла на рассмотрение инициативу по дополнению закона «Об образовании в РФ». В частности, законопроект предполагает закрепление понятия «просветительская деятельность» и ее регулирование. Также документ коснется международного сотрудничества образовательных учреждений: целесообразность каждого конкретного случая будет рассматриваться Минобрнауки и Минпросвещения. Главной целью нововведения инициаторы называют недопущение использования просветительской деятельности для «разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов».
Несмотря на широкий резонанс и протест в научном и культурном сообществах, на сегодня законопроект уже принят в третьем чтении. Опасения экспертов в первую очередь связаны с размытостью формулировок: под понятие просветительской деятельности подпадает как образовательный онлайн-семинар, так и личный блог, а согласование любого зарубежного контакта может полностью парализовать международное научное сотрудничество.
Как отразится принятие закона на научном и культурном сообществах? Коснется ли понятие «просветительской деятельности» выставок, профессиональных конференций, блогов и личных социальных сетей? Возможно ли контролировать все международные контакты научного сообщества без ущерба для развития науки?
Эти и другие вопросы обсудили участники экспертной дискуссии «Эпоха контроля просвещения: новшества в законе об образовании», которая состоялась на площадке пресс-центра «Известия» 30 марта 2021 г. с 15:00 до 16:30.