Индексы социального самочувствия

Всероссийский центр изучения общественного мнения проводит ежемесячные построения индексов социального самочувствия. Эмпирической базой для расчета индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные ежемесячных Экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию Госкомстата) в 45 областях, краях и республиках России в 146 населенных пунктах (количество респондентов 1600 человек).

Индексы социальных настроений строится на основе показателей:

  • Удовлетворенность жизнью;
  • Социальный оптимизм;
  • Материальное положение;
  • Экономическое положение страны;
  • Политическая обстановка;
  • Общий вектор развития страны.

Индексы общественных настроений (в пунктах)

Индекс «В какой мере Вас устраивает сейчас жизнь, которую Вы ведете?»

Индекс «Как Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас?»

Индекс «Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?»

Индексы положения дел в стране (в пунктах)

Индекс «А как бы Вы оценили нынешнее экономическое положение России в целом?»

Индекс «Как бы Вы оценили в целом нынешнюю политическую обстановку в России?»

Индекс «Насколько Вы согласны с тем, что дела в стране идут в правильном направлении?»

Методика расчета индексов социальных настроений

Эмпирической базой для расчета индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные ежемесячных Экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке. Для анализа и визуализации полученных в ходе исследований динамических рядов данных нами используется метод построения индексов, как частного, так и комплексного характера.

Частные индексы по каждому из рассматриваемых индикаторов рассчитываются как разница суммы положительных и средних оценок и суммы отрицательных оценок:

   Jч = S положительных и средних оценок - S отрицательных оценок

В исследовательской и аналитической практике различных центров, занимающихся изучением общественного мнения, используются различные методические подходы к расчету индексов.

Основной мотив построения данной модели состоит в выявлении соотношения позитивных и негативных настроений в обществе. Возможность получения при этом (в случае преобладания негативных настроений над позитивными) отрицательных величин позволяет зафиксировать некие «критические точки» в общественном мнении, а главное – в реальном положении дел. При визуализации полученных результатов приближенность или, напротив, удаленность графических изображений индексов от оси ОХ, фиксирующей состояние паритета позитивных и негативных настроений, как раз и отражает наличие (отсутствие) этих самых «критических точек».

С 15.01.2017 г. представлены данные на основании опросов "ВЦИОМ-СПУТНИК"  - ежедневного всероссийского телефонного опроса ВЦИОМ. 

С 23.01.2018 вариант ответа "затрудняюсь ответить" зачитывается оператором респонденту при задавании вопроса (ранее данная позиция  специально не озвучивалась).