I. Пленарное заседание «Большая Cоциология: расширение пространства данных»

Изучение человеческого поведения и устройства человеческих сообществ, всегда бывшее главным предметом интереса социологов, в настоящее время переживает настоящую революцию. Цифровизация и интернетизация транспорта, социальных служб, мира развлечений и целого ряда других сфер человеческой жизни породила огромные потоки данных, обобщить и осмыслить которые сейчас пытаются инженеры и программисты всего мира. На этом фоне кажутся малозначительными и даже почти незаметными те объемы, которыми до сих пор оперирует социологическая наука. Однако социология последовательно осмысливает и упорядочивает свои знания уже не первую сотню лет, а «Big Data» пока переживает период младенчества, далеко не свободных от множества «детских болезней».

Мы считаем, что пришло время объединить усилия и возможности сборщиков и переработчиков «больших данных», ученых-социологов и индустрии изучения рынка и общественного мнения в интересах взаимного обогащения исследовательскими методиками и подходами, разработки интегрированных способов познания человека и общества. «Большие данные» должны привести к «большим знаниям», а не превратиться в «большую свалку» неиспользуемой информации. Социология как наука должна заново обрести себя в мире тотальной фиксации человеческого поведения, расширения набора источников информации о нем.

  • На какой платформе и в какой парадигме возможно такое «взаимное опыление» программистов и социологов, разработчиков и исследователей?
  • Есть ли внешний спрос на результаты такой интеграции и от кого он исходит?
  • Как создать «Большую социологию», масштабом мысли и глубиной анализа отвечающую революционному вызову «больших данных»?

Об этом на пленарной сессии V Грушинской конференции говорили академические, университетские и индустриальные социологи и представители зарождающейся российской индустрии обработки и анализа «больших данных».

Выступающие и доклады:

  1. Александр Суринов, руководитель Росстата 
    "Территориальная выборка многоцелевого назначения"
     Доклад
  2. Андрей Жулин, проректор НИУ ВШЭ по проектно-аналитической работе
    "Оценка социально-экономического эффекта публикации открытых данных..."
     Доклад
  3. Александр Демидов, директор компании GfK Russia
  4. Майкл Трогетт, Центр политических исследований, Институт социальных исследований (Мичиганский университет, США)
  5. Игорь Задорин, руководитель Группы ЦИРКОН
  6. Дмитрий Рогозин, директор Центра методологии исследования федеративных отношений РАНХИГС
  7. Александр Шашкин, директор компании OMI
    "Человек и его BigData: что нового для социологов?"
     Доклад
  8. Гаянэ Арутюнян, представитель IBM Russia
  9. Александр Ослон, президент Фонда «Общественное мнение»
  10. Ксения Елкина, руководитель департамента маркетинга и развития компании «Яндекс» 

Модератор: Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ (подтвержден)