III.3. Круглый стол «Новые технологии и этика социолога»

Программный директор: Ю.М. Баскакова

Современные технологии открывают для социологов возможности, качественно меняющие всю сферу исследований: формально опросы становятся проще и дешевле, барьеры для входа на рынок - ниже, а объемы потенциально доступной информации часто делают опросы не единственной формой сбора данных. Важной частью осмысления новых реалий становится этическая рефлексия - как следует проводить исследования и публиковать их результаты, чтобы они отвечали критериям надежности, достоверности, не причинения вреда респонденту и обществу?

Пытаясь соблюсти этические нормы, социолог постоянно находится между Сциллой и Харибдой: Заказчик требует предоставить ему максимум информации о респонденте, а респондент пытается сохранить приватность и требует конфиденциальности. Задача быть эффективным постоянно ставит вопрос об этических стандартах.

Как соблюсти нормы этики, собирая «большие данные»? Становится ли этика барьером внедрения новых технологий? Возможна ли массовая этическая оценка проектов или достаточно формальных деклараций приверженности стандартам и кодексам?

Мы приглашаем коллег поделиться опытом решения этических дилемм в ходе коммуникации с Заказчиком и проведения исследований, представив яркие кейсы столкновения с моральным выбором.

Вопросы, предлагаемые к обсуждению:

  1. Этический диагноз - пациент жив или мёртв? Соблюдение этических норм для бизнеса – преимущество или тяжкая нагрузка?
  2. Собираем «большие данные» - что является (не)этичным «по духу и по букве» кодексов?
  3. Информированное согласие – всегда ли оно нужно? Конфиденциальность ответов: как подтвердить факт интервью Заказчику и не раскрыть данные респондента? Что здесь меняет big data?
  4. Как обеспечить соблюдение этики общения с респондентом?  Этические кодексы – «мертвому припарка» или эффективный инструмент? Что и как следует предпринимать, чтобы он стал таким инструментом?

Выступления и доклады

  1. Рогозин Д.М., к.с.н. Директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС;
    «Этические декларации - благие намерения или уход от ответственности?»
  2. Фёдоров В.В., к.п.н., генеральный директор ВЦИОМ
    «Соблюдение этики для бизнеса это преимущество или плохо окупаемая нагрузка?»
  3. Климов И.А., к.с.н., доцент НИУ ВШЭ
    «Никакой этики, только бизнес?»
  4. Паутова Л.А., д.с.н., директор проекта ФОМ-Терри Фонда «Общественное мнение»,
    «Этика социолога как часть бренда. Бизнес бизнесом, а репутация важнее»
  5. Шашкин А.В., к.с.н., ген.директор компании Online Market Intelligence (OMI)
    «Стандарты ISO 20252 и 26362 для маркетинговых исследований как этические регуляторы»
     Доклад 
  6. Штейнберг И.Е., к.ф.н., директор НИЦ «Социум», 
    «Этическая дилемма исследователя: между понять и заработать»
  7. Романович Н.А., д.с.н., ген. директор Института общественного мнения "Квалитас"
    «Профессиональный кодекс исследователя - члена Ассоциации региональных социологических центров "Группа 7/89" и его основные ориентиры»
  8. Баскакова Ю.М., к.п.н., руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ, доцент Финансового университета 
    «Этика исследований как фигура умолчания»
  9. Ирхин Ю.В., д.ф.н., профессор РАНХиГС
    «Актуальность этического кодекса социолога для социологических и управленческих кафедр»
  10. Князева Е.В., к.с.н., доцент ИСН ОНУ имени И.И.Мечникова; директор «Центра исследований г.Одессы» 
    «Участие детей в социологических опросах как этическая проблема»