IV.5. Секция «Трудности изучения трудного возраста: как можно исследовать социальное поведение детей и подростков»

Время проведения: пятница 13 марта 2015 года с 10-00 до 12-00.

Место проведения: РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ).

Адрес: пр-т Вернадского, д. 84, учебный корпус № 6, аудитория В.

О секции:

Современное социально-экономическое и демографическое состояние российского общества, а равно и переход к более долгосрочному (до 20 лет) прогнозированию и планированию его развития обусловливают резкое возрастание интереса к детям как к социальной группе, олицетворяющей будущее страны. Траектории детского развития в настоящее время чрезвычайно разнообразны, а сам феномен детства значительно меняется – оно становится более длительным, социально значимым, ценности детства перемещаются во взрослый мир и, наоборот, взрослые модели поведения внедряются в мир детей, что отражается на уровне духовного развития общества. В последние годы происходит взрывообразный рост исследований социального поведения детей, включая вопросы их социализации, образования, безопасности (в широком смысле слова), выбора и реализации жизненных стратегий. Вместе с тем обнаружились и специфические методологические трудности изучения такого сложного социального объекта как «дети». На секции предполагается представить результаты последних российских исследований социального поведения детей и подростков, особое внимание уделяя их концептуальным подходам, методологическим и методическим принципам

Программа заседания секции (10:00-12:00).

Выступления и доклады

  1. Майорова-Щеглова Светлана Николаевна, профессор кафедры прикладной социологии РГГУ, доктор социологических наук, Москва). 
    Анкетирование детей: ошибки текстов и смыслов.
     Доклад 
  2. Поливанова Катерина Николаевна (замдиректора Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, Москва),
    Новая реальность подросткового общения.
     Доклад 
  3. Новикова Елена Михайловна, научный сотрудник лаборатории мониторинговых исследований МГППУ, Москва).
    Сравнение ответов в парах «родитель-ребенок»: можно ли из двух кривых зеркал построить одно правильное?
    Доклад 
  4. Титкова Вера Викторовна, младший научный сотрудник НУЛ СОН НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург), 
    Иванюшина Валерия Александровна, ведущий научный сотрудник НУЛ СОН НИУ ВШЭ, кандидат биологических наук, Санкт-Петербург,
    Александров Даниил Александрович, заведующий НУЛ СОН НИУ ВШЭ, профессор Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук, кандидат биологических наук, Санкт-Петербург,
    Сетевые методы исследования агрессивного поведения подростков.
     Доклад 
  5. Егорова Надежда Юрьевна, доцент кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук ННГУ им. Н.И.Лобачевского, кандидат социологических наук, Нижний Новгород),
    Судьин Сергей Александрович, доцент кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук ННГУ им. Н.И.Лобачевского, кандидат социологических наук, Нижний Новгород,
    Школьное насилие: от описания к конструированию проблемы.
    Доклад 

Дискуссант – Владимир Владимирович Солодников (профессор кафедры прикладной социологии РГГУ, доктор социологических наук, Москва).

Регламент: до 15 минут на каждое выступление + 5 мин. на краткие вопросы и ответы по выступлению. В заключение заседания – общая дискуссия.