Лента экспертов

02.03.2017
Лица VII Грушинской конференции: интервью с Гузелией Имаевой

Интервью с Гузелией Имаевой, программным директором секции «Поведенческая экономика современности и формирование рынков будущего».

Гузелия Ринатовна Имаева - Генеральный директор Аналитического центра НАФИ.

Гузелия, Ваша секция отличается от остальных экономическим уклоном. Наверняка, для обсуждения проблем поведенческой экономики есть другие площадки. Почему возникла идея провести Вашу секцию именно на Грушинской конференции, чем Вам показалась интересной эта площадка?

Я скажу банальную, может быть, вещь:  все проводимые нами исследования ложатся в основу управленческих решений. Если эти исследования в перспективе нельзя использовать или они дают некорректный результат, теряется смысл нашей исследовательской работы.

На Грушинской  конференции, в отличие от других социологических площадок, собираются люди, которые в большей степени связаны с прикладной социологией, это - практики. Мы хотим предложить тему, которая может расширить  и дополнить социологический подход , а именно -  «поведенческую экономику». Предпосылками к этому стали многочисленные научные наработки, представленные в российской и международной практике.  За исследование в области поведенческой экономики была вручена Нобелевская премия в 2002 г. Д. Канеману, который доказал, что на принятие решений серьезно влияют эмоциональные факторы.  С одной стороны,  в рамках социологических исследований  мы работаем с тем, что декларирует респондент. Но с другой стороны, поведенческая экономика гласит, что действиями человека будут скорее управлять его эмоции и стереотипы. Поэтому возникает вопрос, насколько то, что декларирует человек, соответствует тому, как он поведет себя в реальности? Важно понять, насколько социологические выводы будут подтверждены в жизни. Мы можем рассуждать, конечно, о валидности классических методов, но важно на конкретных, практических кейсах подтвердить или опровергнуть наши гипотезы.   Об этом мы хотим поговорить на нашей секции.

Один из ключевых вопросов Вашей секции - экспериментальные методы исследования с максимальным приближением человека к условиям выбора. А что вообще сегодня происходит интересного и важного в исследованиях в этой сфере, что нового появилось в этой области после «эксперимента Алле»?

Повторюсь, выявились и стали исследоваться расхождения между тем, что человек декларирует, и тем, как он поступает. В практике НАФИ мы стараемся по возможности интегрировать экспериментальные подходы, например, при исследовании воспроизводить обстановку, приближенную к реальности. Например, мы активно используем метод SHOP-ALONG, который построен на наблюдении  за человеком, совершающим покупку. Мы смотрим за его поведением, за его реакциями, не вмешиваясь в процесс, а потом опрашиваем респондента.  Другой пример:  многие декларируют, что они читают договоры, прежде чем что-либо приобрести или воспользоваться какой-либо услугой (например, взять банковский кредит).  Чтобы оценить, насколько это соответствует действительности, мы воссоздаем условия, когда человеку нужно в офисной (или иной) обстановке ознакомиться с договором.  Зафиксировав реакцию, мы задаем вопросы, чтобы понять, насколько он действительно понял договор, какие выводы для себя сделал.

Ваша секция выглядит весьма клиентоориентированной. Кто сегодня является ключевыми специалистами и заказчиками в этой области? Как они будут представлены на Вашей секции? И каких в целом результатов Вы ждете от мероприятия?

Среди заказчиков сложно выделить какую-то сферу, чаще всего речь идет о B2C (Business-to-consumer) сегменте. Это более интересно производителям и компаниям, которые работают с массовым потребителем, и ограничений по отрасли тут нет. Это могут быть финансы, телеком, недвижимость, IT и  т.д.  С точки зрения поведенческой экономики, человек принимает решения иррационально, но эти иррациональности прогнозируемы и похожи. Есть правила, которые действуют независимо от отрасли, пола, возраста и так далее.  

Мы решили, что должны быть докладчики как из исследовательской отрасли, включая нашу компанию с нашими кейсами, так и  представители ВУЗов, консалтинговых компаний, бизнеса. Наша задача в рамках конференции - донести идею о том, что очень важен выбор метода исследования и междисциплинарный подход, для того чтобы повысить эффективность принимаемых решений по итогам исследований.  

Какие еще темы нынешней Грушинки попадают в область Ваших интересов, какие секции, круглые столы планируете посетить?

Ключевой вопрос конференции сам по себе интересен, поскольку связан с прогнозированием, которое сегодня, как никогда, актуально. Но есть и отдельные секции, близкие нам по тематике, например, круглый стол «Каким будет опрос будущего?».

Считаете ли Вы возможным тематическое расширение конференции в сторону экономики, финансов и связанных с ними исследований? Какие перспективные направления здесь видите?

Сегодня любой человек в повседневной жизни принимает экономические и финансовые решения, хотя бы отправляясь в магазин за продуктами первой необходимости.  Финансы стали неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому социологическую конференцию можно было бы обогатить такими аспектами, как психология потребления, например. То есть экономика и финансы должны быть представлены не в чистом виде, а через призму потребительского поведения.

Сергей Хайкин «передал» следующему хэдлайнеру  конференции вопрос о дополнении Грушинской конференции постоянно действующим онлайн форматом, чтобы специалисты к ней могли подключаться в течение всего года. Как руководитель быстро развивающейся компании, использующей новые технологии и форматы, считаете ли Вы подобный формат эффективным и полезным, какие видите здесь возможности?

Конечно, это уже международный тренд. И в сфере образования, например, и в конференционной деятельности наблюдается переход на дистанционные каналы. Это, как минимум, удобно, исчезает фактор географической удаленности, привлекаются к участию регионы. Поэтому в целом, конечно, идея эффективная. Но как она будет реализована? Должна ли она быть в режиме non-stop? Не уверена! Любой результат должен быть конечным во времени, тем самым оправдывается его ценность. На Груше мы понимаем, что собрались на несколько дней, и у нас есть определенные задачи, которые надо решить, и будет впереди год, чтобы апробировать новые идеи,  получить результаты. Поэтому, мне кажется, что онлайн формат у конференции должен быть, но скорее в модульной форме, либо по темам, либо по отраслям, но в определенное время. Полезной также была бы синхронная трансляция конференции для тех аудиторий, у которых нет возможности приехать, в силу региональной удаленности, загрузки, возраста и т.д.   

Расскажите о своих культурных предпочтениях, чему посвящаете свободное время?

В настоящее время я молодая мама, у меня недавно родился второй ребенок: дочке 7 месяцев. Поэтому сейчас мое свободное время посвящено малышке.  А в общем свой досуг я предпочитаю тратить на путешествия. Я считаю, что поездки очень сильно расширяют кругозор, дают много идей, мыслей. Сама смена обстановки дает подпитку мозгу, энергию.  Я это очень люблю. 

Чтобы Вы спросили у следующего хэдлайнера Грушинки, который будет участвовать в проекте «Лица конференции»?

У меня два вопроса. Первый – формальный, о расширении границ конференции.  Я имею в виду проведение конференции не только в Москве, и не только в России, но и за ее пределами, в ближнем зарубежье.  Как коллега видит перспективы географического развития конференции?

А второй вопрос глобальный. Какие на сегодняшний день имеются угрозы социологической индустрии? Топ хотя бы из трех угроз: чего нам бояться и как это преодолеть?   

Тематические разделы: Наука. Техника. Технологии