VI СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУШИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

THE RESULTS OF THE CONFERENCE

Итоги конференции

16-17 марта в Москва прошла VI социологическая Грушинская конференция

16-17 марта 2016 г. в Москве Всероссийский центр изучения общественного мнения, Фонд «ВЦИОМ» и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) при финансовой поддержке генерального спонсора конференции IBM представили Шестую социологическую Грушинскую конференцию. Конференция традиционно была посвящена памяти выдающегося российского социолога, создателя первой всероссийской сети сбора социологической информации Бориса Андреевича Грушина (1929-2007), благодаря которому опросы общественного мнения в России стали частью социологической науки, а не только индустрией сбора эмпирических данных в интересах других наук.

Конференция собрала ведущих представителей социологической индустрии – социологов-практиков федеральных и региональных исследовательских компаний, научно-исследовательских центров и институтов, вузовского сообщества, а также заинтересованных пользователей социологических данных из бизнес-структур, масс-медиа, государственных органов управления, политических и общественных организаций.

По масштабам и географии VI Грушинская конференция стала крупнейшим мероприятием в области прикладной социологии. На конференцию зарегистрировались более 1800 специалистов, очное участие в ней приняли более тысячи человек, в том числе из 13 зарубежных стран - Армении, Беларуси, Голландии, Казахстана, Кении, Кыргызстана, Кубы, Молдовы, США, Украины, Финляндии, Чехии, Швеции.

На мероприятиях конференции выступили руководители и ключевые специалисты российских и зарубежных исследовательских компаний и центров: гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, гендиректор Фонда «Общественной мнение» Александр Ослон, гендиректор компании ГФК-Русь Александр Демидов, руководитель исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин, руководитель Центра исследований межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева, управляющий директор ФОМ Елена Петренко, директор Киевского Института социологии (КМИС) Владимир Паниотто, профессор социологии Университета Сёдертон (Швеция) и бывший директор по исследованиям Центра Балтии и восточно-европейских исследований (CEEBS) Апастолис Папакостас, профессора Александровского института Университета Хельсинки (Финляндия) Маркку Кангаспуро и Маркку Кивинен и многие другие.

Главной темой конференции-2016 стала: «Жизнь исследования после исследования». Организаторы мероприятия предложили всем заинтересованным сторонам задуматься над тем, как используются результаты исследований, насколько язык исследовательского продукта понятен заказчикам и всем конечным потребителям, как сделать исследовательский продукт интересным, привлекательным и обеспечить тем самым ему будущее. Поиску ответов на эти вопросы и решению связанных с ними методологических и содержательных проблем были посвящены 24 мероприятия конференции – пленарное заседание, тематические секции, круглые столы, мастер-классы.

Дискуссии шли в рамках четырех основных тематических направлений. Базовая линейка мероприятий «Post production в прикладной социологии» объединила диалоги между социологами и заказчиками о проблемах использования результатов исследований в практике, о работе социологов со «смежниками» (pr-щиками, дизайнерами, политтехнологами, бизнес-консультантами») и об эффективном продвижении исследовательского продукта, о взаимодействии социологов с масс-медиа, а также о том, как развивается исследовательский рынок в регионах. Линейку мероприятий «Цветущее разнообразие методов» составили секции, на которых обсуждались проблемы организации и анализа данных комбинированных исследований, проведение методического аудита полевых работ, исследования с помощью мобильных устройств и в Интернет, использование в исследованиях возможностей Big Data, методики оценки качества государственных услуг и мониторинга межнациональных отношений и доведение результатов этих исследований до практического использования. В фокусе мероприятий предметно-тематической линейки «Что знает социология» были общественное сознание перед лицом кризиса, взаимоотношения социологии и власти, социологическое сопровождение стратегического государственного планирования, международные отношения, проблемы старения, справедливость, гражданское общество. В линейке «Профессиональное социологическое сообщество: отвечая на вызовы дня»  участники конференции обсуждали проблемы стандартизации профессионально-квалификационных требований к работникам отрасли и определяли границы экстремальной социологии, пытаясь найти ответ на вопрос, является ли социология «на грани фола» наукой, искусством или подлежит наложению табу.

Важным результатом работы конференции стало принятие проекта профессионального стандарта для специалистов по организации и проведению социологических и маркетинговых исследований. Этот стандарт станет одним из ключевых документов, влияющих на развитие отрасли, т.к. закладывает основу для оценки деятельности и сертификации ее специалистов, корректировки вузовских учебных программ по подготовке кадров для рынка. Проект профстандарта был представлен рабочей группой по его подготовке в составе представителей Ассоциации 7/89, ВЦИОМ, РГГУ, ВШЭ, сформированной на предыдущей Грушинской конференции в 2015 г. Его обсуждение продолжается.

Также на конференции был подписан меморандум об учреждении Совета по профквалификациям (СПК) в области социологических и маркетинговых исследований. Меморандум подписали представители Ассоциации 7/89, компаний ВЦИОМ, ФОМ, ГФК-Русь, MAGRAM market research, VALIDATA, Фонда «СОЦИУМ» (Екатеринбург), ЦСМИ «Аналитик» (Волгоград), Фонда социальных исследований (Самара), Института общественного мнения «Квалитас» (Воронеж), Западно-Сибирского маркетингового центра «Эдвайс» (Кемерово), САМИ Исследования (Новосибирск), Центра стратегических исследований РОСГОССТРАХа, Чувашской республиканской общественной организации социологов «Социс» (Чебоксары), Московского института социологических исследований.  Совет будет заниматься мониторингом состояния дел в отрасли и прогнозами ее развития, разработкой требований к содержанию и качеству труда работников, разработкой отраслевых квалификаций и стратегии их развития, формулированием требований для сферы профессионального образования и обучения, привлечением работодателей к организации и реализации программ профессионального образования и обучения.

Состоялось несколько интересных мероприятий «на полях» конференции. Так, прошло торжественное награждение победителей конкурса студенческих исследовательских работ на премию (стипендию) ВЦИОМ. Участникам конференции были презентованы книжные новинки: «Россия удивляет – 2016» (издание ВЦИОМ при поддержке Фонда ИСЭПИ); книга «Мир Владимира Ядова: В. А. Ядов о себе и его друзья о нем», которую ее автор Борис Докторов посвятил жизни и творчеству одного из первопроходцев российской социологии; перевод одного из ключевых методических документов Американской ассоциации исследователей общественного мнения «Стандартные определения», подготовленный сотрудниками Лаборатории методологии федеративных исследований ИНСАП РАНХиГС; «Российский чиновник: социологический анализ жизненного мира государственных и муниципальных служащих» под редакцией Дмитрия Рогозина. В перерывах участники конференции могли познакомиться со стендовыми докладами коллег.

Впервые на конференции был использован формат удаленного мероприятия – одна из ее секций («Социология в регионе: на полку или в жизнь, организованная  Институтом социально-экономического развития территорий РАН») состоялась накануне основных мероприятий, 14 марта в Вологде. В ходе дискуссии рассматривались вопросы практического применения социологического знания в деятельности органов государственного управления и промышленных предприятий, поднимались проблемы профессиональной подготовки и трудоустройства социологов, обсуждались методологические особенности социологических исследований в регионах. Мероприятие транслировалось в прямом эфире в сети Интернет с возможностью обратной связи, в нем приняли участие коллеги из Вологодской области, Подмосковья, Самары, Поволжья, Республики Коми, Владимира, Курска, Республики Беларусь.

В 2016 году Грушинская конференция стала одним из ключевых мероприятий Российской исследовательской недели (РИН), первого в масштабе страны форума участников рынка прикладной социологии и маркетинговых исследований, который прошел с 14 по 18 марта и объединил около 3000 участников конференций, профессиональных дискуссий, деловых встреч, исследовательских и прикладных мастер-классов, дней открытых дверей по всей стране. Неделю организовали крупнейшие социологические компании ВЦИОМ, ФОМ, GfK Russia, TNS, Оnline Market Intelligence (OМI), ЦИРКОН, при поддержке генерального партнера - Объединения исследователей рынка и общественного мнения (ОИРОМ) и ведущих исследовательских ассоциаций: ESOMAR и Группа 789.

Активность и интерес представителей профсообщества к Грушинской конференции и Российской исследовательской неделе дают основания надеяться, что в 2017 году эти мероприятия продолжатся с еще большим успехом. Программные комитеты начали подготовку к сезону-2017 и принимают предложения от всех заинтересованных коллег по адресам conference@wciom.com (Грушинская конференция) и info@researchweek.ru   (Российская исследовательская неделя).