ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№4083 | 21 Октября 2019
ШТИРЛИЦ - НАВСЕГДА?
Совместный аналитический доклад ВЦИОМ и Центра политической конъюнктуры об идеальном политическом лидере через призму популярных образов киногероев. Спустя 20 лет образ умного силовика по-прежнему доминирует в представлениях россиян об идеальном политике.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
✓ Умный силовик (Штирлиц) продолжает оставаться в российском массовом сознании самым устойчивым кинообразом с позитивными политическими коннотациями. Отчасти это можно объяснить сохраняющейся востребованностью качеств, которые воплощает герой Вячеслава Тихонова.

✓ Отчасти лидерство Штирлица объясняется работой СМИ, которые на протяжении последних двадцати лет воспроизводили связь между Штирлицем и Путиным. Многие респонденты выбирают в качестве главы государства Штирлица, потому что действующий российский президент обладает качествами, соответствующими идеальному политику/политическому лидеру. Произошла своеобразная инверсия: если в 1999 году Путин выглядел предпочтительным кандидатом, поскольку был похож на Штирлица, то в 2019 образ Штирлица остается актуальным, потому, что его реализует самый популярный политик страны - Путин.

✓ Рост популярности профессора Преображенского, прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках (в опросе ВЦИОМ в 1999 году он набрал всего 3%), демонстрирует формирование в обществе запроса на политика нового типа:

– успешный и умудренный жизнью человек дела,

- он находится во враждебном социальном окружении,

- он подходит к этому окружению остро критически,

- он демонстрирует развитое чувство здравого смысла и иронии,

- он не боится высказывать свое мнение открыто, как и не скрывает своего критического отношения к положению дел в стране.

✓Усиление политических коннотаций кинообраза профессора Преображенского можно объяснить наличием в российском обществе значительной группы избирателей, которая недовольна положением дел в стране, готова критиковать происходящее в России, но при этом адаптировалась к ситуации и не готова делать что-то большее. Преображенский – отнюдь не революционер, а ворчун, резонер-конформист, при этом социально успешный и состоявшийся профессионально.

✓ Российский кинематограф за последние 20 лет (с момента выхода на экраны фильма «Брат-2») не создал впечатляющих образов современников, которые могли бы рассматриваться как ролевые модели для политиков. Налицо дефицит таких ролевых моделей.

Предыстория 

В мае 1999 года еженедельник «Коммерсантъ-Власть» опубликовал исследование двух социологических центров - ВЦИОМ и РОМИР. За год до завершения второго президентского срока Бориса Ельцина одно из ведущих общественно-политических изданий страны решило узнать у граждан, каким они видят идеального президента.

Респондентам был задан один-единственный вопрос – «За кого из киногероев вы проголосовали бы на президентских выборах?». Обращение от киногероя к политическому лидеру объяснялось тем, что в обществе, где кино было самым массовым искусством и которое еще практически не знало Интернета, кинематографические образы воплощали собой всем известные и узнаваемые «идеальные типы» с определенным набором качеств. Между этими типами и действующим политическим предложением легко устанавливалось соответствие как избирателями, так и политтехнологами.

ВЦИОМ и РОМИР провели закрытые опросы, предлагая респондентам выбрать из списка киногероя, за которого бы они проголосовали на президентских выборах. Списки имели множество пересечений, но не соответствовали друг другу полностью.

ВЦИОМ предложил список из 14 киногероев:

Список РОМИР состоял из 16 (отчасти пересекающихся со списком ВЦИОМ) кинообразов:

На обложке номера «Коммерсантъ-Власть» от 11 мая 1999 года оказался Штирлиц в исполнении Вячеслава Тихонова. По версии издания, он, обладая обаянием «шпионской тайной романтики», в то же время отличается «некоторой человечностью», что делало его более привлекательным выбором по сравнению с Петром I, Маршалом Жуковым и Глебом Жегловым – «глубоко антигуманными персонажами».

Интересно, что редакция либерального издания поместила на обложку не того, кого выбрало большинство граждан – жесткого реформатора Петра I или не менее жесткого военного, маршала Победы Жукова, - а Штирлица. Умного, честного, образованного и вместе с тем - гуманного «силовика». По мнению журналистов, этот образ идеально соответствовал тому, что было нужно России в наступающем новом веке, - президент, который наведет порядок методами, которые не были характеры для истории страны. Из реальных политиков того времени оптимально соответствовал «идеальному типу», который воплощал герой Вячеслава Тихонова, Владимир Путин, назначенный на пост председателя правительства в августе 1999 г.

14 марта 2000 года, в конце кампании по выборам президента РФ, «Коммерсантъ-Власть» вышел с заголовком «Штирлиц – наш президент». С точки зрения издания, Путин изначально был Штирлицем, который постепенно совмещал в своем образе качества маршала Жукова (война в Чечне), Глеба Жеглова («замочим в сортире») и Петра I («с точки зрения многих граждан, мы сейчас имеем достаточно дикую страну, которую необходимо цивилизовать»).

В дальнейшем политтехнологи и журналисты активно использовали эту аналогию и внесли большой вклад в то, чтобы ассоциация между Путиным и Штирлицем прочно утвердилась в сознании россиян.

Двадцать лет спустя

В сентябре 2019 года ВЦИОМ и Центр политической конъюнктуры проанализировали массовые представления об идеальном политическом лидере через призму популярных образов киногероев.

Исследование состояло из двух этапов. Для составления релевантного списка киногероев сначала было определено, какие российские фильмы входят в список любимых фильмов россиян. Затем был предложен закрытый вопрос со списком современных кинолент, выпущенных с начала 2000-х гг. с целью определения списка наиболее знакомых россиян фильмов. Затем на основе полученных данных и предыдущих исследований был сформирован список киногероев из 11 персонажей, которые встречались в ответах респондентов на соответствующие вопросы чаще других. В него вошли:

-      Екатерина («Москва слезам не верит»),

-      Семён Семёнович Горбунков («Бриллиантовая рука»),

-      Андрей Обнорский, («Бандитский Петербург»),

-      Данила Багров («Брат/Брат 2»),

-      Мария Швецова («Тайны следствия»),

-      Валерий Харламов («Легенда номер семнадцать»),

-      Штирлиц («Семнадцать мгновений весны»),

-      Профессор Преображенский («Собачье сердце»),

-      Саша Белый («Бригада»),

-      Антон Городецкий («Ночной Дозор»),

-      Отец Анатолий («Остров»).

 

Тем не менее вопрос о том, за кого из киногероев россияне бы отдали свой голос на президентских выборах задавался не напрямую. Сначала респондентам было предложено назвать три наиболее важных качества для политика / политического лидера (закрытый вопрос). Затем из списка киногероев им предлагалось выбрать одного, кто в наибольшей мере соответствовал качествам политика/политического лидера.

Как можно видеть, в список включены только советские/российские кинообразы с преобладанием российских (из 11 образов лишь 4 были созданы в советскую эпоху). Такой выбор объясняется появлением в российском кинематографе своих «идеальных типов», которые воплощают другие качества и новую жизненную драматургию. Был учтен и выход на политическую авансцену поколения, которое родилось уже в современной России: для него многие советские культурные коды уже в значительной степени потеряли актуальность. Этим же объясняется и первый вопрос про качества, которым должен отвечать политик/политический лидер: сопоставление между важнейшими качествами и «идеальными типами» политиков позволяет лучше понять, как сейчас работает в массовом сознании россиян связка между кинообразами и политическими предпочтениями.

Для чистоты эксперимента в список не включены исторические фигуры, например, маршал Жуков и Петр I. Преследовалась цель избежать смешения в сознании респондентов достижений реальных исторических персонажей с их кинематографическим воплощением. Мы предложили опрашиваемым сделать выбор только среди выдуманных персонажей, типически соответствующих одной из распространенных ролей реальных людей, в том числе политиков.

Честность и компетентность – важнее всего

Согласно данным исследования, тремя наиболее важными качествами политика/политического лидера россияне назвали честность (44%), образованность и компетентность (31%) и близость к народу (26%). Также в числе качеств, которыми должен обладать политический лидер, респонденты отметили умение эффективно организовывать работу других людей (25%), хорошую информированность о положении дел в стране (21%) и наличие четкой программы действий (18%).

Лидером в списке предложенных респондентам киногероев, который соответствует качествам политика/политического лидера, стал Штирлиц («Семнадцати мгновений весны»). 20% респондентов заявили, что этот образ отвечает качествам политического лидера в наибольшей мере.

Второе место занял профессор Преображенский (12%), третье и четвертое места с 11% разделили герой фильмов «Брат» и «Брат-2» Данила Багров и Мария Швецова из сериала «Тайны следствия».

 

Большинство россиян заявили о своей готовности отдать свой голос на президентских выборах киногерою, который воплощает в себе качества политического лидера. Так, каждый четвертый точно бы проголосовали за такого кандидата, 50% - скорее проголосовали бы за него. Точно бы не проголосовали 8%, скорее не проголосовали бы - 12%.

Среди причин, по которым бы не стали бы голосовать за такого кандидата, респонденты отметили, что в политику должны идти профессионалы (39%), а также отсутствие в предлагаемом списке таких важных для главы государства качеств, как лидерство, уверенность и доверие людей и др. (19%).

Специфика политических предпочтений россиян

Распределение поддержки политиков, воплощающих образы Штирлица и профессора Преображенского, имеет свои особенности.

Штирлиц в большей степени, чем профессор Преображенский, - кандидат женщин, чем мужчин. Если Штирлица назвали киногероем, который соответствует качествам политика/политического лидера, 22% женщин, то в мужской среде такое мнение высказали 18% опрошенных (у профессора Преображенского это соотношение 13:12).

Профессор Преображенский – кандидат, пользующийся поддержкой более молодой аудитории, чем Штирлиц. Наибольшая поддержка Штирлица – в возрастных группах старше 60 лет (32%) и 45-59 лет (25%). У профессора Преображенского поддержка наиболее выражена в возрастных группах 45-59 лет (19%) и 35-44 года (18%). Тогда как его уровень поддержки в группе 60 лет и старше составил всего 8%.

Профессор Преображенский – кандидат Москвы и Санкт-Петербурга и городов-миллиоников, в то время как Штирлиц имеет наибольшую поддержку среди средних и малых городов. В Москве и Санкт-Петербурге профессора Преображенского назвали 19% против 17% у Штирлица. В городах-миллионниках симпатии распределились примерно поровну – 17% у Штирлица против 16% у профессора Преображенского. В городах с населением 500-950 тысяч Штирлица выбрали 21%, в то время как профессора Преображенского – 15%. В городах с населением 100-500 тысяч Штирлица и профессора Преображенского назвали 22% и 14% соответственно, с населением до 100 тысяч – 22% и 10%. При этом вторым кандидатом на селе стала Мария Швецова из «Тайны следствия» с 15% (против 19% у Штирлица и 6% у профессора Преображенского).

Интересно, что оба предпочтительных киногероя не являются лидерами симпатий современной молодежи. В возрастной группе 18-24 года Штирлица и профессора Преображенского назвали лишь по 4% респондентов, а в возрастной группе 25-34 года – 9% и 8% соответственно. Выбором двух самых младших возрастных групп стал Данила Багров с 31%, на втором месте – Саша Белый («Бригада») с 24%, на третьем – Валерий Харламов («Легенда номер семнадцать») с 22%.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 26 сентября и 1 октября 2019 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Интернет, соцсети; Историческая память. Оценки прошлого, ожидания от будущего; Литература и искусство; Мораль. Взаимоотношения между людьми. Ценности; СМИ и политика; Телевидение
Теги: кино киногерои