ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№4053 | 10 Сентября 2019
На игре: социальные эффекты компьютерной игромании
Почти в половине российских семей в компьютерные игры играют дети и внуки

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 41% респондентов сообщают, что чаще всего в видеоигры в их семье играют дети или внуки
  • У каждого десятого россиянина в последнее время играет в видеоигры супруг или супруга (8%)
  • Четверть россиян позитивно относятся к увлечению домочадцев видеоиграми (26%)
  • 58% россиян считают, что от компьютерных игр больше вреда
  • Среди отрицательных последствий видеоигр россияне чаще всего выделяют те, что связаны с ухудшением здоровья: возникновение зависимости — 26%, ухудшение зрения — 23%, негативное влияние на психику — 13%, деградация умственных способностей — 10%
  • По мнению россиян, к положительным сторонам увлечения видеоиграми относятся: развитие логического мышления — 10%, повышение скорости реакции — 6%, отдых, снижение стресса — 8%, повышение уровня интеллекта и общего развития — 8%
МОСКВА, 10 сентября 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, кто чаще всего играет в видеоигры и как россияне оценивают вред и пользу от них.

Кто играет?

Почти в половине семей в компьютерные игры играют дети или внуки (41%), преимущественно об этом сообщают люди в возрасте от 45 до 59 лет (50%) и старше 60 лет (53%), а также те, кто реже одного раза в неделю использует интернет (46%) или почти не использует его (50%). В свою очередь люди 25-34 лет сообщают, что никто из членов их семьи не играет в компьютерные игры (61%). У трети молодых респондентов есть брат или сестра, проводящие время за видеоиграми (34%).

Также супруг или супруга почти каждого десятого россиянина в последнее время играли в компьютерные игры (8%). При этом нет значительного гендерного различия в увлечении компьютерными играми. Так, среди мужчин о том, что в компьютерные игры играет супруга, заявили 8%. Среди женщин 9% сказали, что играет супруг.

Геймер в семье – одобряем или порицаем?

Четверть россиян (26%) позитивно относятся к тому, что член их семьи играют в компьютерные игры. Преимущественно это люди в возрасте от 25 до 34 лет (43%), 18-24-летние респонденты (30%) и люди среднего возраста от 35 до 44 лет (30%). Одна пятая наших соотечественников равнодушны к увлечению компьютерными играми своих родных (17%). Максимальное безразличие к тому, играют ли члены их семьи видеоигры, демонстрируют молодые люди 18-24 лет (51%).

 

При этом более половины россиян негативно воспринимают увлечение своих близких компьютерными играми (54%). Активными сторонниками такой позиции являются люди в возрасте от 60 лет и старше (68%).

Компьютерная игра: польза или вред?

Большинство наших сограждан убеждены, что компьютерные игры вредят тем, кто в них играет (58%). Чаще других так думают женщины (62%). Также данное мнение распространено среди респондентов в возрасте от 35 до 44 лет (63%), 45-59 лет (63%). За полезные свойства компьютерных игр ратует примерно каждый пятый россиянин (19%), треть из них – молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (28%).

Какие последствия?

Из негативных последствий, которые влекут за собой видеоигры, россияне чаще всего называют те, что связаны со здоровьем: возникновение зависимости – 26%, ухудшение зрения – 23%, негативное влияние на психику – 13%, деградация умственных способностей – 10%. Многие также считают видеоигры бесполезной тратой времени (16%) или причиной, провоцирующей агрессию у игроков (10%).

К положительным последствиям компьютерных игр россияне чаще относят развитие логического мышления (10%), повышение скорости реакции (6%) и развитие внимательности (4%). Почти каждый десятый считает, что игры – это способ отдохнуть, снять стресс и отвлечься от проблем (8%). Также 8% опрошенных отметили, что увлечение видеоиграми помогает общему развитию человека и повышает уровень интеллектуальных способностей.

Версия на английском языке.

Данные комментирует директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов: «Рациональных объяснений, в чем компьютерные игры могут быть полезны, мы получили очень мало, тогда как почти все знают, какой вред они несут. В их вреде в одинаковой степени убеждены представители всех поколений старше 25 лет. При этом, чем старше респонденты, тем сильнее раздражаются от того, что близкие позволяют себе поиграть за компьютером или на каком-нибудь гаджете. Отличную от других поколений позицию демонстрируют «миллениалы» (те, кто родился на рубеже тысячелетия). Похоже, сама постановка вопроса о вовлеченности в игры их не слишком волнует. Они видят и меньше вреда, а какая-то часть – даже пользу от них. Через несколько лет мы узнаем, как отнесутся к проблеме увлечения видеоиграми «центениалы» - сегодняшние школьники. Не исключено, что они не будут усматривать в данном феномене никакой проблемы».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 15 августа 2019 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Скажите, пожалуйста, кто-то из членов вашей семьи в последнее время играет в видеоигры или нет? Если играет, то кто именно? Назовите всех членов семьи, которые играют в видеоигры. (закрытый вопрос, любое число ответов, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Никто не играет 44 48 61 44 39 37
Играют дети/ внуки 41 3 21 47 50 53
Играет супруг/ супруга 8 6 12 12 8 5
Играет брат/сестра 4 34 5 1 0 0
Играет отец/ мать 2 5 4 3 1 0
Играет племянник/ племянница 2 1 4 3 2 0
Играет другой член семьи 2 4 1 0 2 2
Нет семьи, живу один 1 2 0 0 0 4
Затрудняюсь ответить 2 0 1 1 4 3

Скажите, пожалуйста, кто-то из членов вашей семьи в последнее время играет в видеоигры или нет? Если играет, то кто именно? Назовите всех членов семьи, которые играют в видеоигры. (закрытый вопрос, любое число ответов, %)

Все опрошенные Мужчины Женщины
Никто не играет 44 45 44
Играют дети/ внуки 41 39 42
Играет супруг/ супруга 8 8 9
Играет брат/сестра 4 5 3
Играет отец/ мать 2 2 2
Играет племянник/ племянница 2 2 2
Играет другой член семьи 2 1 2
Нет семьи, живу один 1 1 2
Затрудняюсь ответить 2 3 2

Скажите, пожалуйста, кто-то из членов вашей семьи в последнее время играет в видеоигры или нет? Если играет, то кто именно? Назовите всех членов семьи, которые играют в видеоигры. (закрытый вопрос, любое число ответов, %)

Все опрошенные Пользуются Интернетом практически ежедневно Пользуются Интернетом несколько раз в неделю, несколько раз в месяц Пользуются Интернетом эпизодически, либо не пользуются
Никто не играет 44 47 42 38
Играют дети/ внуки 41 37 46 50
Играет супруг/ супруга 8 10 7 4
Играет брат/сестра 4 5 2 1
Играет отец/ мать 2 3 1 0
Играет племянник/ племянница 2 2 2 1
Играет другой член семьи 2 1 1 3
Нет семьи, живу один 1 1 0 5
Затрудняюсь ответить 2 2 1 5

Как Вы относитесь к тому, что член вашей семьи играет в видеоигры? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, у кого кто-то из членов семьи играют в видеоигры)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Полностью положительно 5 10 12 7 1 2
Скорее положительно 21 20 31 23 22 15
Безразлично 17 50 20 14 17 11
Скорее отрицательно 34 18 27 38 34 38
Полностью отрицательно 20 2 9 15 24 30
Затрудняюсь ответить 3 0 1 3 2 4

С Вашей точки зрения, от видеоигр скорее больше пользы или вреда для тех, кто в них играет? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Скорее больше пользы 5 17 6 3 4 4
Скорее больше вреда 58 36 57 63 63 59
Примерно одинаково 19 28 23 16 17 18
Нет ни пользы, ни вреда 13 19 10 14 12 14
Затрудняюсь ответить 5 0 4 4 4 5

С Вашей точки зрения, от видеоигр скорее больше пользы или вреда для тех, кто в них играет? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные Мужчины Женщины
Скорее больше пользы 5 8 3
Скорее больше вреда 58 53 62
Примерно одинаково 19 19 19
Нет ни пользы, ни вреда 13 15 12
Затрудняюсь ответить 5 5 4

С Вашей точки зрения, от видеоигр скорее больше пользы или вреда для тех, кто в них играет? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные Пользуются Интернетом практически ежедневно Пользуются Интернетом несколько раз в неделю, несколько раз в месяц Пользуются Интернетом эпизодически, либо не пользуются
Скорее больше пользы 5 7 2 3
Скорее больше вреда 58 53 70 66
Примерно одинаково 19 23 15 9
Нет ни пользы, ни вреда 13 13 11 16
Затрудняюсь ответить 5 4 2 6

С Вашей точки зрения, есть ли от видеоигр какая-либо польза для тех, кто в них играет? И если есть, то какая? (открытый вопрос, до трех ответов, %)

Все опрошенные
Нет пользы 50
Развивают логическое мышление 10
Отдых, снижение стресса, отвлечение от проблем 8
Общее развитие, повышение уровня интеллекта 8
Повышают скорость реакции 6
Развивают внимательность 4
Развивают коммуникативные навыки 3
Навык работы с ПК 2
Развивают моторику 1
Детские развивающие игры: чтение, счет и пр. 1
Изучение/ практика иностранного языка 1
Развитие воображения 1
Зарабатывание денег 1
Тренируют память 0.4
Лучше, чем вредные привычки 0.2
Другое 1

С Вашей точки зрения, есть ли от видеоигр какой-либо вред для тех, кто в них играет? И если есть, то какой? (открытый вопрос, до трех ответов, %)

Все опрошенные
Возникновение зависимости 26
Ухудшение зрения 23
Бесполезная трата времени 16
Негативное влияние на психику 13
Провокация агрессии 10
Деградация умственных способностей 10
Отрыв от реальности, стираются границы между реальностью и виртуальностью 7
Ухудшение здоровья в целом 6
Повышенная нервная возбудимость 6
Малоподвижный образ жизни, сопутствующие заболевания 5
Асоциальность, ухудшение коммуникативных навыков 4
Финансовые затраты 2
Ухудшение осанки 1
Перенимаются образцы поведения 1
Дети становятся непослушными 1
Нет вреда 4
Другое 2

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Досуг; Молодежь; Пользование компьютером, телефоном; Семья
Теги: компьютер досуг развлечения игры