ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№4045 | 02 Сентября 2019
Школьное образование: задачи, приоритеты, потребности
Главные социальные задачи школы — не только образование и воспитание, но и расширение кругозора детей, формирование у них аналитического мышления, развитие талантов.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 52% родителей школьников удовлетворены качеством школьной подготовки своего ребенка
  • Родители школьников довольны в первую очередь внимательностью и доброжелательностью учителей (85%), уровнем квалификации преподавательского состава (78%), обеспечением школы учебниками и пособиями (76%), состоянием классов и здания школы (73%)
  • Нарекания у родителей учеников больше вызывают техническая оснащенность школьных кабинетов (32%) и кадровая обеспеченность школы (28%)
  • Приоритетными направлениями в школьном образовании россияне считают получение знаний по предметам и формирование кругозора (48%), развитие аналитических навыков (41%), развитие талантов и индивидуальных способностей учащихся (39%)
МОСКВА, 2 сентября 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования об отношении россиян к системе отечественного школьного образования.

Качество школьной подготовки своих детей-школьников большинство родителей оценивают умеренно-позитивно. Полностью или скорее им удовлетворены 52%, отчасти удовлетворены, отчасти нет — 32%, тогда как не удовлетворены — 15%.

При оценке школы, в которой учится ребенок, по различным критериям большинство родителей позитивно отозвались об учителях: 85% считают, что отношение к детям в школе доброжелательное и внимательное (обратного мнения придерживаются 11%); 78% положительно оценили уровень квалификации педагогов школы, в которой учится их ребенок (отрицательно — 16%).

Преимущественно положительно были оценены обеспеченность учебной литературой (76% против 21%) и состояние классов и здания школы (73% против 25%).

Среди предложенных критериев оценки школы наибольшее число плохих оценок родители выставили оснащенности школ компьютерами и лабораторным оборудованием (32% при 56% хороших оценок), а также кадровой обеспеченности — многие родители детей школьного возраста негативно оценивают количество учителей по разным предметам (28% при 67% хороших).

В целом, по мнению половины опрошенных россиян (51%), ситуация в сфере образования за последние 5-10 лет ухудшилась, среди родителей школьников так ответили 49%. О позитивной тенденции сказали 17% опрошенных, еще 15% не заметили изменений (22% и 18% соответственно среди родителей детей 2-11 класса).

Россияне видят основную задачу современной школы в образовании детей и передаче базовых знаний по предметам (32%), также в нравственном воспитании детей — 19%. При этом среди приоритетов школьного образования, помимо передачи знаний по предметам и формирования широкого кругозора (48%), россияне также видят развитие аналитического мышления и умения рассуждать (41%), развитие индивидуальных способностей и талантов (39%).

Каждый третий (30%) опрошенный считает, что в школе уделяется недостаточно внимания развитию индивидуальных способностей детей. Среди респондентов 18-24 лет этого мнения придерживается 41%, в возрасте 25-34 лет — 39%. Столько же респондентов (30%) считают недостаточным внимание школьной системы к развитию у детей аналитического мышления (среди людей в возрасте 18-24 лет — 39%) и общему воспитанию.

Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен по заказу Российского союза молодежи 15-17 августа 2019 г. В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 4800 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

В целом Вы удовлетворены или не удовлетворены качеством школьной подготовки Вашего ребенка? (закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, у кого старший ребенок школьного возраста перешел во 2-11 класс)

Родители, чей старший ребенок школьного возраста перешел во 2-11 класс
Полностью удовлетворен 19
Скорее удовлетворен 33
Отчасти да, отчасти нет 32
Скорее не удовлетворен 10
Совершенно не удовлетворен 5
Затрудняюсь ответить 1

Поговорим о школе, в которой учится Ваш ребенок. Оцените, пожалуйста, эту школу по следующим параметрам: (закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, у кого старший ребенок школьного возраста перешел во 2-11 класс)

Очень хорошо Скорее хорошо Скорее плохо Очень плохо Затрудняюсь ответить / не могу оценить
Доброжелательность и внимательность учителей к детям 30 55 9 2 4
Уровень квалификации учителей 27 51 13 3 6
Наличие в школе достаточного количества учебников, пособий для всех учеников 24 52 14 7 3
Кадровая обеспеченность: наличие достаточного числа учителей по всем школьным предметам 20 47 22 6 5
Состояние учебных классов и здания школы в целом (качество ремонта, состояние мебели и прочее) 17 56 18 7 3
Оснащенность необходимой в обучении техникой (компьютеры, лабораторное оборудование) 12 44 23 9 12

Как Вы считаете, изменилась или не изменилась ситуация в сфере школьного образования в нашей стране за последние пять-десять лет, и если да, то как именно? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные Родители, чей старший ребенок школьного возраста перешел во 2-11 класс
Улучшилась 17 22
Ухудшилась 51 49
Не изменилась 15 18
Затрудняюсь ответить 17 11

А как кажется лично Вам, в чем должна состоять основная задача современной школы? (открытый вопрос, не более двух ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Образование, обучение детей/ давать базовые знания и т.д. 32
Воспитание (в т.ч. нравственное воспитание/ уважение старших/ трудолюбие, патриотизм и т.д.) 19
Возвращение старой системы образования / советское образование / отменить ЕГЭ и пр. 6
Воспитание индивидуальности / личности, свободного человека / развитие и раскрытие возможностей ребенка 4
Научить жизни / учить тому, что пригодится в дальнейшей жизни / подготовка к реальной современной жизни 4
Бесплатное/доступное образование / бесплатные учебники / чтобы не было поборов с родителей 3
Научить учиться / привить любовь к учебе / научить добывать знания 2
Любовь к детям / больше внимания уделять детям 2
Хорошие квалифицированные педагоги 2
Другое 11
Затрудняюсь ответить 23

Как Вы считаете, что должно быть приоритетным в школьном образовании? (закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Знания по предметам, формирование кругозора 48 38 48 53 49 45
Развитие умения анализировать информацию, рассуждать 41 47 49 46 40 33
Развитие индивидуальных способностей, талантов 39 47 44 39 37 35
Общее воспитание 31 31 30 28 30 34
Развитие навыков общения 26 34 31 29 22 20
Знакомство с правовыми основами государства, основными законами 22 29 28 22 21 18
Другое 8 5 4 7 9 10
Затрудняюсь ответить 5 4 2 3 5 7

А чему, на Ваш взгляд, в российских школах уделяется недостаточно внимания? (закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Развитию умения анализировать информацию, рассуждать 30 39 32 31 30 26
Развитию индивидуальных способностей, талантов 30 41 39 31 25 26
Общему воспитанию 30 26 30 29 28 33
Передаче знаний по предметам, формированию кругозора 26 26 26 26 29 25
Знакомству с правовыми основами государства, основными законами 24 35 27 20 23 22
Развитию навыков общения 21 25 23 20 21 19
Всему перечисленному уделяется достаточно внимания 3 3 3 4 3 3
Другому 8 2 6 6 11 11
Затрудняюсь ответить 15 6 12 14 17 20

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Воспитание детей; Молодежь; Образование, навыки; Религия и государство, армия, школа
Теги: школа образование дети учитель день знаний