ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№4030 | 12 Августа 2019
Россияне об изменении объема упаковок продуктов: объем меньше, цена выше
Размер и вес упаковок уменьшились, а цена сохранилась или повысилась – так считает большинство россиян.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 72% россиян считают, что за последние пять лет вес и объем упаковок покупаемых ими продуктов уменьшился
  • Ключевая цель уменьшения объема упаковки продуктов, согласно мнению 65% наших соотечественников, - обман покупателей.
МОСКВА, 12 августа 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, в чем россияне видят причины и цели изменения объема и веса упаковок продуктов и как к этому относятся.

Около половины респондентов, принявших участие в исследовании, заявили, что самостоятельно занимаются покупкой продуктов питания для своей семьи. Чаще всего это делают женщины (62%) и люди в возрасте от 45 до 59 лет (53%) и старше 60 лет (58%). Еще 40% опрошенных участвуют в покупке продуктов наряду с другими членами семьи (39%), преимущественно мужчины (50%) и представители молодежных групп 18-24 года (58%) и 25-34 года (44%).

Вместе с тем 72% наших сограждан отмечают, что в последние пять лет объем и вес упаковок продуктов уменьшился при сохранении прежней цены или её повышении. Особое внимание на это обратили жители городов-миллионников (77%). Еще 14% не заметили таких изменений.

Уменьшение упаковки организованно производителями продуктов – убеждены три четверти россиян (74%). Особенно распространена эта точка зрения среди молодых людей 25-34 лет (80%) и жителей Москвы и Санкт-Петербурга (80%). Наряду с этим 38% респондентов видят инициаторами таких изменений магазины или торговые сети. Основные цели таких изменений большинство опрошенных связывают с попытками обмануть покупателей (65%).

При этом у большинства наших соотечественников изменение веса и объёма упаковок продуктов вызывает негативную реакцию (60%). Особенно сильное раздражение в связи с этим испытывают жители городов с населением в 500-900 тыс. (65%) и сел (64%). Реже испытывает негативные эмоции по данному поводу молодежь в возрасте 18-24 лет (52%) и 25-34 лет (44%).

На фоне этого около половины опрошенных считает, что не на всех упаковках продуктах легко найти информацию о весе или объеме (42%). Также 66% россиян убеждены в необходимости увеличить надписи на упаковках, а идею дополнительно указывать на ценниках стоимость в пересчете на кг/литр продуктов поддержало 58% наших сограждан, преимущественно жители городов с населением 500-900 тыс. человек (62%).

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 3 августа 2019 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Скажите, пожалуйста, кто в Вашей семье в основном занимается покупками продуктов питания? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
В основном я сам(-а) 49 24 50 41 53 58
Я наравне с другими членами семьи 39 58 44 47 38 27
Другие члены семьи, я не принимаю никакого участия 11 18 6 11 9 14
Затрудняюсь ответить 1 0 0 1 0 1

Одни говорят, что последние пять лет уменьшился вес или объём упаковок продуктов, которые они обычно покупают в магазинах. Например, уменьшение упаковки молока с одного литра до девятисот пятидесяти (950) миллилитров, уменьшение упаковок пива, яиц с десяти до девяти штук, уменьшение веса шоколадок и так далее. При этом цена за упаковку у этих продуктов не изменилась или выросла. Другие говорят, что вес/объем упаковок уменьшился, но их уменьшение сопровождается и снижением цены. Третьи говорят, что вес/объем упаковок привычных им продуктов питания не изменился. С какой из этих точек зрения Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Всего опрошенных Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники 500-950 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Вес/объем упаковок уменьшился, цена не изменилась или выросла 72 75 77 75 69 72 70
Вес/объем упаковок уменьшился, цена снизилась 4 3 6 3 5 3 2
Вес/объем упаковок не уменьшился 14 12 8 12 15 17 13
Не слежу за изменениями / мне все равно 7 7 7 6 7 5 8
Затрудняюсь ответить 3 3 2 4 4 3 7

Сейчас я зачитаю несколько суждений об уменьшении веса/объема упаковок продуктов, а Вы скажите, с какими из них согласны, а с какими – нет. Уменьшение веса или объема упаковок продуктов: Организовано производителями продуктов (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Скорее согласен 74 71 80 72 77 68
Скорее не согласен 21 24 19 20 20 24
Затрудняюсь ответить 5 5 1 8 3 8

Сейчас я зачитаю несколько суждений об уменьшении веса/объема упаковок продуктов, а Вы скажите, с какими из них согласны, а с какими – нет. Уменьшение веса или объема упаковок продуктов: Организовано производителями продуктов (закрытый вопрос, один ответ, %)

Всего опрошенных Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники 500-950 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Скорее согласен 74 80 74 80 79 76 62
Скорее не согласен 21 17 20 17 16 22 29
Затрудняюсь ответить 5 3 6 3 5 2 9

Сейчас я зачитаю несколько суждений об уменьшении веса/объема упаковок продуктов, а Вы скажите, с какими из них согласны, а с какими – нет. (закрытый вопрос, один ответ, %)

Скорее согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить
Уменьшение веса или объема упаковок продуктов: Организовано магазинами, торговыми сетями 38 56 6
Уменьшение веса или объема упаковок продуктов: Делается с целью обмана покупателей 65 32 3

Сейчас я зачитаю несколько суждений об уменьшении веса/объема упаковок продуктов, а Вы скажите, с какими из них согласны, а с какими – нет. Уменьшение веса или объема упаковок продуктов: Вызывает у меня раздражение, негативные эмоции (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Скорее согласен 60 48 55 62 62 64
Скорее не согласен 36 52 44 34 34 30
Затрудняюсь ответить 4 0 1 4 4 6

Сейчас я зачитаю несколько суждений об уменьшении веса/объема упаковок продуктов, а Вы скажите, с какими из них согласны, а с какими – нет. Уменьшение веса или объема упаковок продуктов: Вызывает у меня раздражение, негативные эмоции (закрытый вопрос, один ответ, %)

Всего опрошенных Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники 500-950 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Скорее согласен 60 62 53 65 56 60 64
Скорее не согласен 36 35 41 34 42 36 30
Затрудняюсь ответить 4 3 6 1 2 4 6

По Вашим наблюдениям, информацию о весе/объеме продуктов трудно или легко найти на упаковках продуктов? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Скорее трудно 26
На некоторых продуктах легко, на некоторых – трудно 42
Скорее легко 29
Затрудняюсь ответить 3

Одни считают, что нужно указывать информацию о весе/объеме на упаковках продуктов более крупными, хорошо видными надписями, чем сейчас. Другие считают, что не нужно менять размер этих надписей. Третьи считают, что сейчас эти надписи слишком велики, надо уменьшить их размер. С какой из этих точек зрения Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Нужно увеличить надписи 66
Нужно уменьшить надписи 1
Не нужно менять размер надписей 29
Затрудняюсь ответить 4

Как Вы считаете, нужно или не нужно дополнительно указывать на ценниках стоимость в пересчете на кг/литр продуктов? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Скорее нужно 58
Скорее не нужно 36
Затрудняюсь ответить 6

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Инфляция. Цены; Маркетинг, реклама, PR; Покупки и кредиты; Потребительское поведение
Теги: цены продукты покупки магазины потребление товары