ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3976 | 06 Июня 2019
Фото: Depositphotos.com
Маркировка «Светофор»: путь к здоровому питанию?
Согласно результатам исследования, маркировка продуктов по системе «Светофор» понятна большинству покупателей.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 67% считают, что на этикетках представлено достаточно информации о продукте
  • Половина потребителей (50%), по мнению которых на этикетках представлено недостаточно информации, отмечают нехватку сведений о составе продукта
  • Маркировка «Светофор» понятна большинству опрошенных
МОСКВА, 6 июня 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного вопросу маркировки продуктов (по системе «светофор» на зеленые, желтые и красные: продукты с низким, средним и высоким содержанием сахара, соли, насыщенных жиров).

Поведение потребителей при выборе продуктов питания

Две трети покупателей (67%) склоняются к мнению, что в настоящее время на этикетках продуктов питания представлено достаточно информации о продукте (составе, пищевой ценности, содержании тех или иных компонентов). Тем не менее, большинство участников опроса (69%) считают, что эта информация зачастую недостаточно заметна и легка для восприятия.

Половина потребителей (50%), по мнению которых на этикетках представлено недостаточно информации, отмечают нехватку сведений о составе продукта, а каждый пятый (21%) указал недостаток информации о консервантах и добавках. Кроме того, по мнению 54% опрошенных, состав продуктов недостаточно заметен на этикетке, еще 25% пожаловались на невозможность прочесть информацию, т.к. на этикетках используется мелкий шрифт.

Восприятие маркировки «Светофор»

Участникам исследования предлагалось выбрать изображение продукта, исходя из маркировки содержания компонентов пищевой ценности, который содержит наибольшее количество добавленного сахара. Подавляющее большинство респондентов (85%) верно отметили хлеб, 100 грамм которого содержат наибольшее количество добавленного сахара.

Три четверти участников исследования (74%) успешно выявили верное суждение относительно мороженного, основываясь на данных маркировки «Светофор».

Сравнение маркировок на порцию и на 100 грамм продукта

При прямом сравнении двух типов маркировок в различных случаях респонденты зачастую отдавали предпочтение маркировке на 100 грамм продукта – ее выбирали около половины потребителей (47-53%), маркировку на порцию отмечали 16-23%, еще от 20 до 22% полагают, что наиболее удобным было бы наличие обеих маркировок рядом. Исключение составила ситуация покупки товара массой менее 100 грамм: 37% заявили, что в такой ситуации им было бы удобнее пользоваться маркировкой на 100 грамм, а 39% выбрали маркировку на порцию, еще 14% хотели бы видеть на упаковке обе маркировки.

В целом, значительная часть опрошенных положительно отзывается о маркировке «Светофор» на 100 грамм продукта: 17% отмечают ее простоту и доступность для понимания, 15% полагают, что с ее помощью можно легко посчитать калории и БЖУ, 11% заявили, что им нравится данная маркировка, 10% назвали привычной/стандартной, 9% отметили ее удобство и т.д. Однако, некоторая часть потребителей указали также на негативные стороны маркировки: 8% опасаются сложностей с расчетами при ее использовании, 2% указали, что им не нравится данный тип маркировки, столько же (2%) назвали ее непонятной.

Среди положительных сторон маркировки на порцию продукта покупатели выделили простоту и доступность для понимания (17%), удобство в целом (4%) и удобство в том случае, если в порции продукта меньше 100 грамм (4%), а также при расчете своего рациона/диеты. 14% указывают на различный размер порций для разных людей и разных продуктов, что может повлечь сложности при использовании данной маркировки. Говоря о недостатках маркировки на порцию, 11% отметили, что данный тип маркировки для них непонятен, 7% указали на сложности или неудобства при вычислениях, 4% отметили неудобство при сравнении разных продуктов и т.д.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в презентации

Опрос ВЦИОМ проведен ноябре-декабре 2018 г. по инициативе «Юнилевер Русь». В опросе приняли участие жители городов РФ с населением 250 тыс. человек и более, в возрасте 18 лет и старше, основные покупатели продуктов питания в семье, приобретавшие за последний месяц мороженое, соусы, майонез, кетчуп, специи, приправы, хлеб, мясную продукцию, молочную продукцию, сыр, свежие овощи, фрукты, рыбу, морепродукты, крупы (хотя бы три товара/группы товаров из перечисленных). Метод опроса — интернет-опрос по сертифицированной панели респондентов (в соответствии со стандартами ESOMAR в области проведения исследований в сети Интернет, а также со стандартами ISO 20252 (маркетинговые и социальные исследования) и ISO 26362 (работа с онлайн панелями) с объемом выборки 2000 респондентов. Общее количество участников панели в России – 800 тысяч человек. Каждый участник опроса верифицирован.

Скачать таблицы (.xlsx)

Как Вы считаете, в настоящее время на этикетках продуктов питания представлено достаточно информации о продукте (составе, пищевой ценности, содержании тех или иных компонентов) или недостаточно? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Достаточно информации 18
Чаще достаточно информации, чем нет 49
Чаще недостаточно информации 22
Недостаточно информации 7
Затрудняюсь ответить 4

Какая именно информация о продуктах питания, по Вашему мнению, недостаточно представлена на этикетках? (открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто считает, что в настоящее время на этикетках продуктов питания представлено недостаточно информации о продукте)

% от тех, кто считает, что в настоящее время на этикетках продуктов питания представлено недостаточно информации о продукте
Полный/ подробный/ правдивый состав 50
Описание/расшифровка консервантов/ добавок 21
Достоверность 8
Срок годности/ сроки хранения при разных условиях 6
Более читаемая инфомация на упаковке/ не так мелко 6
Адрес/ место/ подробные сведения о производителе 5
Возможные противопоказания/ аллергены/ вред 5
Калорийность/пищевая ценность 5
Процентное/ в граммах содержание компонентов в составе 4
Время и дата изготовления/ упаковывания продукта 3
Регион, где выращен продукт/чем питалось животное 3
Какое именно масло использовано 3
Натуральность продукта 3
Качество/ категория продукта 2
Жирность/ какие именно жиры использованы 2
Соответствие ГОСТ/ способ/ технология приготовления 2
Содержание/ количество сахара/ соли в продукте 2
Мало информации 2
Другое* 9
Затрудняюсь ответить 2

*Каждый из ответов, попавший в категорию «Другое», набрал менее 2%

Как Вы считаете, в настоящее время информация о продуктах (составе, пищевой ценности, содержании тех или иных компонентов) на этикетках достаточно заметна, легка для восприятия или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Достаточно заметна, легка для восприятия 7
Чаще достаточно заметна, легка для восприятия, чем нет 21
Чаще недостаточно заметна, легка для восприятия 37
Недостаточно заметна, легка для восприятия 32
Затрудняюсь ответить 3

Какая именно информация о продуктах питания, по Вашему мнению, недостаточно заметна, легка для восприятия? (открытый вопрос, любое число ответов, % от респондентов, считающих, что в настоящее время информация на этикетках продуктов питания недостаточно заметна, легка для восприятия)

% от респондентов, считающих, что в настоящее время информация на этикетках продуктов питания недостаточно заметна, легка для восприятия
Полный/ подробный/ правдивый состав 54
Нечитаемая информация на упаковке/ мелко/ неярко/ сливается с фоном 25
Срок годности/ сроки хранения при разных условиях 18
Адрес/ место/ подробные сведения о производителе 10
Подробное описание консервантов/добавок 8
Время и дата изготовления/ упаковывания продукта 7
Калорийность/ пищевая и энергетическая ценность 5
Вес/ объем/ масса 4
Абсолютно вся 3
БЖУ 2
Другое* 10
Затрудняюсь ответить 2

*Каждый из ответов, попавший в категорию «Другое», набрал менее 2%

Какая маркировка…(закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, % от всех опрошенных)

На 100 г На порцию Обе маркировки, нанесенные на упаковку рядом Другая Нет предпочтений/ Затрудняюсь ответить
Какая маркировка поможет Вам лучше ориентироваться в выборе продуктов для составления правильного рациона питания? 47 22 22 1 8
Какая маркировка с большей вероятностью поможет Вам сделать осознанный выбор при покупке продуктов? 48 22 20 0 10
Какая маркировка наиболее проста для понимания? 48 23 20 0 9
Если Вы хотите купить продукт массой менее 100 г, какой маркировкой Вам было бы удобнее пользоваться? 37 39 14 0 10
Какая маркировка поможет Вам сравнивать продукты по пищевой ценности? 53 16 22 0 9

За время данного исследования Вам были продемонстрированы два типа маркировки системы «Светофор» – на 100 г. продукта и на порцию продукта. Пожалуйста, опишите Ваше отношение к обоим типам маркировки: какие у них преимущества и недостатки, как их можно было бы улучшить и т.д. (на 100 грамм продукта) (открытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Доступно для понимания / понятно / просто 17
Просто посчитать порцию / пересчитать вес / калории / БЖУ 15
Все нравится / нет недостатков / лучший вариант 11
Классическая маркировка / привычно / стандартно 10
Удобно / удобная маркировка (100 г, шрифт, цвет) 9
Нужно считать / могут быть сложности с расчетами 8
Легко сравнить с другими товарами / продуктами 6
Проще ориентироваться / лучше для восприятия 4
Не имеет значения / оба варианта неплохи / нет явных преимуществ 3
Маркировка не нравится (количество цветов, цвет, шрифт) 2
Непонятно / трудно понять 2
Не нравится/ нет преимуществ / другая маркировка лучше 2
Нужно помещать на упаковку две маркировки 2
Другое* 14
Затрудняюсь ответить 14

*Каждый из ответов, попавший в категорию «Другое», набрал менее 2%

За время данного исследования Вам были продемонстрированы два типа маркировки системы «Светофор» – на 100 г. продукта и на порцию продукта. Пожалуйста, опишите Ваше отношение к обоим типам маркировки: какие у них преимущества и недостатки, как их можно было бы улучшить и т.д. (на порцию) (открытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Доступно для понимания / понятно/ не нужно ничего высчитывать 17
Порции бывают разные 14
Непонятно/ некорректно 11
Сложно/ неудобно вычислять 7
Все нравится / нет недостатков / лучший вариант 7
Удобно / удобная маркировка (шрифт, цвет) 4
Удобно, если меньше 100 гр в порции 4
Не очень удобно при сравнении продуктов 4
Непривычен такой вид маркировки / сложности восприятия/ сложно/ трудно 3
Не нравится/ нет преимуществ / на 100 г. маркировка лучше 3
Оба варианта неплохи/ нравятся/ имеют право на существование 2
Проще ориентироваться / лучше для восприятия 2
Нужно помещать на упаковку две маркировки 2
Удобно при расчете своего рациона / калорий/ БЖУ/ при правильном питании/диетах 2
Другое* 14
Затрудняюсь ответить 15

*Каждый из ответов, попавший в категорию «Другое», набрал менее 2%

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Отношение к собственному здоровью, лечение и самолечение; Питание, диета; Потребительское поведение
Теги: продукты покупки