ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3960 | 22 Мая 2019
Фото: Depositphotos.com
ЕГЭ как способ поступить в вуз: удобства и сложности
Более половины россиян, сдававших ЕГЭ, считают, что экзамен уравнивает шансы на поступление в «сильные» вузы для абитуриентов из разных мест проживания. Упрощение системы поступления – главное достоинство ЕГЭ сегодня.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Основные плюсы ЕГЭ: не нужно сдавать экзамены в вузе, можно подать результаты ЕГЭ в несколько вузов, глубокая проверка знаний
  • Основные минусы ЕГЭ: зубрежка при подготовке, высокая психологическая нагрузка
  • К ЕГЭ готовятся и самостоятельно (44%), и с помощью репетиторов, на специализированных курсах (42%)
  • 48% респондентов полагают, что готовились бы к традиционным экзаменам так же, как и к ЕГЭ
МОСКВА, 22 мая 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, как россияне думают о системе ЕГЭ в целом, как готовятся к выпускному экзамену.

Роль ЕГЭ как экзамена, дающего способным школьникам из разных регионов страны равные шансы на поступление в хорошие вузы, отмечают 54% респондентов, которые знают о ЕГЭ из собственного опыта или из СМИ, причем среди тех, кто сдавал ЕГЭ лично, эта доля выше – 61%. Противоположной точки зрения придерживается 41% опрошенных.

Мнения об объективности процедуры оценки ЕГЭ и традиционного экзамена разделились: 46% согласны с тем, что проверка ЕГЭ независимыми экспертами повышает объективность оценки, в сравнении с экзаменом в прежней форме у «своего» учителя, столько же респондентов (46%) эту позицию не разделяют. Однако те, кто сдавал ЕГЭ лично, чаще выражают мнение о повышении качества оценки знаний (62%).

По сравнению с прошлой формой сдачи выпускных экзаменов, информированные о ЕГЭ участники опроса видят ряд достоинств современной системы: не нужно сдавать экзамены в вузе (17%), результаты можно подать сразу в несколько вузов (13%), а также отмечают глубокую проверку знаний учащихся (12%), простоту и объективность экзамена (по 8%). Главными недостатками ЕГЭ опрошенные называют зубрежку при подготовке и отсутствие творчества (21%), высокую психологическую нагрузку на школьников (11%), а также тестовую систему (10%).

Подготовка к ЕГЭ, со слов бывших выпускников, а также родителей школьников, которые сдавали экзамен или готовятся к нему, проходила как самостоятельно, так и с чьей-либо помощью: самостоятельно в рамках школьных занятий готовились к экзамену 44%, с репетитором или на специализированных курсах - 42%. К дополнительной помощи школьных педагогов прибегала треть опрошенных (31%), использовали материалы Открытого банка заданий ЕГЭ и других бесплатных интернет-ресурсов четверть (27%).

Если бы выпускной экзамен проходил в традиционной форме, то подготовка к нему проходила бы так же, как и к ЕГЭ – считают 48% опрошенных, которые сдавали ЕГЭ сами, и чьи дети сдавали или готовятся к его сдаче. В то же время 30% респондентов думают, что традиционный экзамен потребовал бы большей подготовки.

Меры контроля за проведением выпускных экзаменов, такие как камеры видеонаблюдения, запрет на использование мобильных устройств, поддерживают 57% участников опроса, против высказываются 34%. В том, насколько текущая процедура сдачи и проверки работ участников ЕГЭ позволяет избежать нарушений - утечку заданий, помощь со стороны организаторов экзамена, списывание - мнения респондентов расходятся: 45% считают, что она позволяет их избежать, а 43% придерживаются обратного мнения.

Данные исследования комментирует Председатель Российского Союза Молодежи Павел Красноруцкий: «Единый госэкзамен зарекомендовал себя как удобная форма поступления в вузы. Возможность подавать документы сразу в несколько учебных заведений, не сдавая экзамены в каждом из них и не выезжая для этого из своего региона, - главный плюс ЕГЭ, который отмечают большинство участников опроса. Молодые люди, имеющие личный опыт сдачи ЕГЭ, более лояльно относятся к этой форме экзаменов и выше оценивают ее прозрачность и объективность, чем их родители или те, кто знает о ЕГЭ лишь понаслышке. При этом те, кто никаким образом и никогда не сталкивался с ЕГЭ сам, продолжают жить устоявшимися мифами и не знают об изменениях последних лет, таких, как отказ от тестовой части в экзаменах, – многие до сих пор рассуждают о ЕГЭ как о тестах».

Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен по заказу Российского союза молодежи 4-5 мая 2019 г. В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 3200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Вы согласны или нет с тем, что ЕГЭ дает равные шансы поступить в хорошие вузы способным школьникам из разных регионов страны? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто знает о ЕГЭ из личного опыта / из СМИ / от знакомых)

% от тех, кто знает о ЕГЭ из личного опыта / из СМИ / от знакомых Знаю, сдавал(а) лично Знаю, мой ребенок сдавал ЕГЭ Знаю, мой ребенок готовится сдавать ЕГЭ Знаю о ЕГЭ из средств массовой информации и от знакомых
Скорее согласен 54 61 51 50 53
Скорее не согласен 41 37 44 48 39
Ничего не знаю об этом, не могу оценить 3 1 2 1 4
Затрудняюсь ответить 2 1 3 1 4

Вы согласны или нет с тем, что проверка ЕГЭ независимыми экспертами повышает объективность оценки, по сравнению с традиционным экзаменом у «своего» учителя? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто знает о ЕГЭ из личного опыта / из СМИ / от знакомых)

% от тех, кто знает о ЕГЭ из личного опыта / из СМИ / от знакомых Знаю, сдавал(а) лично Знаю, мой ребенок сдавал ЕГЭ Знаю, мой ребенок готовится сдавать ЕГЭ Знаю о ЕГЭ из средств массовой информации и от знакомых
Скорее согласен 46 62 43 40 44
Скорее не согласен 46 35 51 55 46
Ничего не знаю об этом, не могу оценить 4 1 3 2 6
Затрудняюсь ответить 4 2 3 3 4

На Ваш взгляд, что является основным достоинством ЕГЭ по сравнению с прошлой формой сдачи выпускных экзаменов (по билетам или сочинение)? (открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто знает о ЕГЭ из личного опыта / из СМИ / от знакомых, представлены топ-7 ответов)

% от тех, кто знает о ЕГЭ из личного опыта / из СМИ / от знакомых
Не нужно сдавать экзамены в институте / не нужно дважды сдавать экзамены / во все вузы одинаковые экзамены 17
Можно подать сразу в несколько вузов / возможность поступить в любой вуз 13
Более глубокая проверка знаний / выше требования 12
Простота / проще подготовиться / проще поступить 8
Объективность / объективная оценка знаний / нет предвзятости у учителей 8
Равные условия, равные возможности / можно из глубинки поступить в столицу 7
Нет коррупции, блата 5

На Ваш взгляд, что является основным недостатком ЕГЭ по сравнению с прошлой формой сдачи выпускных экзаменов (по билетам или сочинение)? (открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто знает о ЕГЭ из личного опыта / из СМИ / от знакомых, представлен топ-10 ответов)

% от тех, кто знает о ЕГЭ из личного опыта / из СМИ / от знакомых
Зубрежка / не учат понимать, мыслить / отсутствие творчества / меньше знаний 21
Больше стресса, больше нервов / волнение, напряжение / психологическая нагрузка 11
Тестовая система / выбор из вариантов ответа 10
Лотерея, угадывание 8
Сложно / завышенные требования 7
Камеры, жесткий контроль, досмотр 6
Не является проверкой знаний / необъективно 4
Всех под одну гребенку / шаблонность / отсутствие индивидуальности 4
Некорректные вопросы / не по школьной программе / дурацкие вопросы 3
Нет прямого общения, контакта с преподавателем / нет устных ответов 3

Скажите, каким образом у Вас проходила/проходит подготовка к сдаче ЕГЭ? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто лично/чей ребенок сдавал/готовится сдавать ЕГЭ)

% от тех, кто лично/чей ребенок сдавал/готовится сдавать ЕГЭ
Самостоятельная подготовка только в рамках школьных занятий 44
С репетитором или на специализированных курсах 42
С дополнительной помощью школьных педагогов 31
Самостоятельная подготовка с материалами Открытого банка заданий ЕГЭ и других бесплатных интернет-ресурсов 27
Другое 1
Затрудняюсь ответить 3

Как Вы считаете, если бы выпускной экзамен проходил в традиционном формате как было до введения ЕГЭ – по билетам, написание сочинения, Вы/ Ваш ребенок готовился к экзаменам бы больше, меньше или точно так же? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто лично/чей ребенок сдавал/готовится сдавать ЕГЭ)

% от тех, кто лично/чей ребенок сдавал/готовится сдавать ЕГЭ
Скорее больше 30
Скорее меньше 17
Так же, как и к ЕГЭ 48
Затрудняюсь ответить 5

Вы поддерживаете или не поддерживаете меры контроля за проведением выпускных экзаменов: –например, камеры видеонаблюдения, запрет на мобильные устройства? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто знает о ЕГЭ из личного опыта / из СМИ / от знакомых)

% от тех, кто знает о ЕГЭ из личного опыта / из СМИ / от знакомых
Полностью поддерживаю 29
Скорее поддерживаю 28
Скорее не поддерживаю 17
Полностью не поддерживаю 17
Безразлично отношусь к этому 7
Затрудняюсь ответить 2

Как Вы думаете, процедура сдачи и проверки ЕГЭ на сегодняшний день позволяет избежать нарушений – например, утечки заданий, помощи со стороны организаторов экзамена, списывания? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто знает о ЕГЭ из личного опыта / из СМИ / от знакомых)

% от тех, кто знает о ЕГЭ из личного опыта / из СМИ / от знакомых Знаю, сдавал(а) лично Знаю, мой ребенок сдавал ЕГЭ Знаю, мой ребенок готовится сдавать ЕГЭ Знаю о ЕГЭ из средств массовой информации и от знакомых
В полной мере позволяет 8 9 9 9 6
Скорее позволяет 37 40 33 36 37
Скорее не позволяет 28 28 26 25 29
Точно не позволяет 15 16 18 17 13
Затрудняюсь ответить 12 7 14 13 15

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Молодежь; Образование, навыки
Теги: ЕГЭ образование школа вуз