ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3889 | 28 Февраля 2019
Фото: Depositphotos.com
Школьные предметы: что из них пригодится в реальной жизни?
Основные предметы школьной программы сегодня представляются россиянам более практичными и необходимыми, чем десять лет назад. Самыми полезными считаются математика, русский язык и история.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Самыми полезными школьными предметами россияне считают математику, русский язык и историю
  • 62% наших сограждан не смогли назвать предметы, изучение которых бесполезно, а 7% считают, что таких вообще нет
МОСКВА, 28 февраля 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, какие предметы, изучаемые в школьной программе, кажутся нашим согражданам полезными, а какие – нет.

За последние 10 лет значимость образовательной программы в глазах россиян выросла практически по всем школьным предметам. Как и прежде, самым полезным школьным предметом наши сограждане называют математику (рост с 50% в 2009 г. до 72% в 2019 г.). Вторую строчку в «народном» рейтинге занимает русский язык – 64% (рост с 47% в 2009 г.). Несколько реже наши сограждане называют историю (38%), литературу (37%), физику (33%).  Еще реже россияне считают полезными иностранные языки (23%), химию (18%), географию (14%), информатику (12%), английский язык (11%), физкультуру (11%) и биологию (10%).

Как и 10 лет назад, 7% россиян уверены, что бесполезных школьных предметов нет. При этом 6% относят к таким религиоведение, 5% - музыку, по 4% - рисование и физику. Еще по 3% респондентов считают ненужным изучение в школе ОБЖ, обществознания, физики и технологии (труда). Реже всего россияне называют бесполезными такие предметы, как второй иностранный язык, алгебра, национальные языки, география, естествознание, информатика, краеведение, литература, культура, немецкий язык, история, черчение, психология (по 1%). Впрочем, 62% наших сограждан затруднились с ответом на этот вопрос.  

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные. 

Данные исследования комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Оценивая востребованность школьных предметов в реальной жизни, россияне сегодня дают школьной программе существенно более высокие оценки, чем десятилетие назад. Вероятно, речь идет о повышении престижа образования как такового, а также о большем внимании общества к системе образования и особенностям обучения наших детей. Образовательная реформа, несмотря на постоянную острую критику в её адрес, дала значительный эффект, по крайней мере в части начального и среднего образования».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 25 февраля 2019 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Современная школьная программа очень обширна. Какие предметы, на Ваш взгляд, действительно пригодятся детям в будущем? (открытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, названные не менее 1% респондентов)

2009 г. 2019 г.
Алгебра / Математика 50 72
Русский язык / Грамматика 47 64
История / Всемирная история / Политология 24 38
Литература / Чтение 16 37
Физика 17 33
Иностранные языки 20 23
Химия 9 18
География / Геология 7 14
Информатика и вычислительная техника / Программирование 12 12
Английский язык 4 11
Физкультура 4 11
Биология 3 10
Обществознание 1 6
Технология / Труды 1 3
Родной язык / Риторика - 2
История России / Родного края - 2
Астрономия - 2
Геометрия 0 2
ОБЖ + Медицина 2 2
Окружающий Мир / Экология / Естествознание 0 2
Экономика и Финансы 1 2
Религия 0 1
Изобразительное искусство 0 1
Музыка / Ритмика - 1
Основы права / Граждановедение 0 1
Психология 0 1
Черчение 0 1
Все нужны 12 1
Другое 1 1
Затрудняюсь ответить 25 13

А какие предметы из преподающихся сейчас в школе, на Ваш взгляд, скорее всего, совершенно не понадобятся детям в жизни? (открытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, названные не менее 1% респондентов)

2009 г. 2019 г.
Все нужны 7 7
Религия / Богословие / Православная культура 1 6
Музыка / Ритмика 4 5
Изобразительное искусство 4 4
Химия 6 4
ОБЖ / Начальная военная подготовка 1 3
Обществознание / Этика 1 3
Технология / Труды 1 3
Физика 4 3
Астрономия 1 2
Биология / Ботаника 2 2
Геометрия / Тригонометрия 2 2
Физкультура / ЗОЖ 2 2
Второй иностранный язык - 1
Алгебра / Математика 1 1
Национальные языки - 1
География 1 1
Естествознание / Окружающий мир 0 1
Информатика 0 1
Иностранные языки 3 1
Краеведение / Истоки (История ХМАО; Кубановедение и пр.) - 1
Литература 1 1
Культура (речи, родного края, мировая художественная и пр.) 0 1
Немецкий язык - 1
История 1 1
Черчение 2 1
Психология / Психология семьи / Сексология - 1
Другое 2 1
Затрудняюсь ответить 69 62

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Воспитание детей
Теги: Школа обучение