ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3857 | 17 Января 2019
Фото: Depositphotos.com
Одаренные дети: кто они и что их ждёт?
По мнению россиян, одаренными детьми можно назвать как тех, кто упорно развивает свои способности, так и тех, у кого с рождения есть уникальные качества и таланты.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Мнения о том, кого можно считать одаренным ребенком разделились
  • По мнению 51% россиян, в общении со взрослыми у одаренных детей возникает столько же трудностей, сколько у остальных детей
  • Две трети респондентов (64%) утверждают, что учителя должны относиться к одаренным детям так же, как и ко всем остальным
МОСКВА, 17 января 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, каких детей россияне считают одаренными, и как, по мнению наших сограждан, должны относиться к одаренным детям учителя и педагоги.

На сегодняшний день в российском обществе не сложилось единого мнения о том, каких детей можно назвать одаренными: 41% опрошенных утверждают, что это те дети, у кого с рождения есть данные природой уникальные качества и таланты, а 38% придерживаются мнения, что это дети, чьи способности целенаправленно и усиленно развивались родителями и педагогами. Каждый десятый респондент (12%) полагает, что одаренными детьми можно назвать тех, кому повезло в жизни и их способности случайно заметили окружающие.

В общении со сверстниками у одаренных детей возникает больше трудностей, считают 41% россиян, хотя 45% опрошенных утверждают, что трудностей примерно столько же (60% среди 18-24-летних). В общении со взрослыми у одаренных детей столько же трудностей, сколько и у остальных детей, думают 51% наших сограждан (по 60% среди 18-24-летних и 25-34-летних). Каждый четвертый (23%) полагает, что проблем в общении со взрослыми у одаренных детей меньше, а каждый пятый (20%), что больше.

В обществе преобладает мнение, что учителя, тренеры и другие педагоги должны относиться к одаренным детям так же, как ко всем остальным (64%). Треть опрошенных (33%) считают, что преподаватели должны проявлять особое внимание к таким детям.

По мнению 52% респондентов, в современной России одаренные дети со временем становятся обычными взрослыми, их таланты обычно мало проявляются во взрослой жизни. Среди молодежи (18-24 года) эта доля достигает 61%. Обратного мнения придерживаются 29% опрошенных.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные. 

Данные комментирует руководитель Департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов: «Из талантливых детей не всегда вырастают успешные взрослые - это факт. Одних ломает среда, другие - теряют интерес, третьи сталкиваются с невостребованностью, четвертые - не выдерживают жестокую конкуренцию. Сегодня мир профессий движется в сторону многозадачности и многопредметности: современный специалист должен ориентироваться во всем, что оказывает какое-то влияние на сферу его интересов, включая социальные навыки. Концентрация на одном предмете или сфере деятельности становится еще более рискованным выбором для юного таланта и его родителей. Оптимально - развивать таланты, вместе с тем вовлекать в другие области знаний, в разнообразные социальные практики, включая спорт, искусство и досуг».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 14 января 2019 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

По Вашему мнению, каких детей можно назвать одаренными? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Тех, у кого с рождения есть данные природой уникальные качества, таланты 41
У кого способности целенаправленно и усиленно развивались родителями и педагогами 38
Кому в жизни повезло, их способности случайно заметили окружающие 12
Другое 4
Затрудняюсь ответить 5

У некоторых детей возникают трудности в общении с другими детьми из-за разницы интересов, воспитания, характера. Как Вы считаете, у одаренных детей этих трудностей с общением со сверстниками больше или меньше, чем у обычных детей? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Трудностей больше 41 32 39 40 41 46
Трудностей меньше 8 7 7 5 9 13
Трудностей примерно столько же 45 60 51 49 45 34
Затрудняюсь ответить 6 1 3 6 5 7

У некоторых детей также возникают трудности в общении со взрослыми. Как Вы считаете, у одаренных детей этих трудностей с общением со взрослыми больше или меньше, чем у обычных детей? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Трудностей больше 20 24 17 14 20 25
Трудностей меньше 23 16 20 22 23 27
Трудностей примерно столько же 51 60 60 58 50 39
Затрудняюсь ответить 6 0 3 6 7 9

Как Вы считаете, по отношению к одаренным детям школьные учителя, тренеры, преподаватели, другие педагоги должны проявлять особенное внимание или они должны относиться к ним, как и ко всем остальным детям? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Скорее должны проявлять особенное внимание к одаренным детям 33
Скорее должны относиться к ним, как и ко всем остальным детям 64
Затрудняюсь ответить 3

С каким из следующих утверждений Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
В современной России одаренные дети вырастают в одаренных взрослых, их таланты и дальше проявляются, и развиваются 29 29 28 28 32 29
В современной России одаренные дети со временем становятся обычными взрослыми, их таланты обычно мало проявляются во взрослой жизни 52 61 60 52 51 45
Затрудняюсь ответить 19 10 12 20 17 26

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Воспитание детей; Семья
Теги: Дети талант воспитание учитель