ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3814 | 14 Ноября 2018
Фото: Depositphotos.com
Ко дню социолога: россияне – о социологических опросах
Запрос на данные социологических опросов со стороны общества растёт, однако доверие к их результатам снижается.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 91% россиян считают, что опросы общественного мнения нужны
  • 58% верят, что они отражают реальную ситуацию в обществе
МОСКВА, 14 ноября 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного к Дню социолога в России.

Интерес к опросам общественного мнения, как показывает последнее исследование, вырос. Соответствующий индекс* достиг исторического максимума – 66 п. – с 61 п. в 2017 г. и с 49 п. в 2016 г., за все годы измерения минимальное значение показателя составляло 39 п. О том, что опросы проводить необходимо, сегодня говорят 91% граждан (в т.ч. 51% - «безусловно»).

Индекс доверия социологическим данным продолжает снижаться на протяжении последних трех лет: с 35 п. в 2015 г. до 12 п. в 2018 г. (минимум за все годы измерений). Негативная динамика наблюдается за счет снижения доли крайне положительных ответов («безусловно отражает» - с 29% до 13%) и роста доли тех, кто выражает слабое недоверие («скорее не отражают» - с 16% до 27%). Суммарное доверие к результатам социсследований при этом составило 58% (такова суммарная доля респондентов, согласных с тем, что опросы действительно  отражают реальное мнение граждан). Скептически относятся к результатам соцопросов 37% граждан (заметно выше, чем в среднем по выборке, эта доля среди сторонников КПРФ – 42%). При этом каждый второй опрошенный (53%) думает, что результаты опросов фабрикуются, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению.

Большинство россиян (78%) полагают, что опросы общественного мнения помогают узнать мнение людей о положении в месте их проживания, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем. Кроме того, результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности, считают 61% респондентов. В то, что опросы проводятся в корыстных целях (узнать сведения о личной жизни и имуществе людей), верят лишь 17% россиян, причем эта доля снизилась с 2014 г. на 5 п.п. Каждый второй опрошенный (52%) утверждает, что опросами общественного мнения в основном занимаются ученые для научного познания общества. Наконец, за последние 10 лет значительно выросла доля тех, кто считает, что проведение социологических опросов представляется просто «модным делом» (рост с 32% в 2008 г. до 46% в 2018 г.).

*Индекс интереса к социологическим опросам показывает, насколько россиянам интересны социологические опросы. Чем выше значение индекса, тем выше интерес к опросам. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, нужны» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее нужны» коэффициент 0,5, ответу «скорее не нужны» коэффициент -0,5, ответу «безусловно, не нужны» коэффициент -1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.

**Индекс доверия социологическим опросам показывает, как россияне оценивают точность отражения соцопросами общественного мнения. Чем выше значение индекса, тем выше уверенность в объективности опросов. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, отражают» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее отражают» коэффициент 0,5, ответу «скорее не отражают» коэффициент -0,5, ответу «безусловно, не отражают» коэффициент -1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные. 

Данные опроса комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров: : «На протяжении многих лет эксперты ВЦИОМ, интересуясь у респондентов, имеют ли смысл, нужны ли обществу социологические опросы, фиксируют растущую уверенность аудитории в их необходимости и полезности. В последние три года, однако, фиксируется и другая тенденция: множатся сомнения в достоверности тех данных, которые социологи публикуют по итогам массовых опросов. Налицо парадокс: опросы нужны, но их результатам мы верим слабо. Вероятно, причина в снижении общих показателей социального самочувствия россиян, их разочаровании отсутствием значимого экономического роста, стагнации реальных доходов населения. На этом фоне растёт общественное недоверие к основным институтам, к числу которых сегодня относятся и соцопросы. Задача социологов в этой ситуации - упорно работать над повышением доверия со стороны общества, активнее вовлекать аудиторию в дискуссию, популяризировать опросные технологии и демонстрировать людям их эффективность и надежность».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 8 ноября 2018 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. В 2005-2016 гг. были проведены квартирные опросы.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Сегодня довольно часто проводятся опросы населения на различные темы. Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2005 г. 2008 г. 2012 г. 2013 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Безусловно, нужны 38 24 27 23 44 34 42 51
Скорее нужны 47 52 44 46 40 47 48 40
Скорее не нужны 7 8 11 10 8 9 7 6
Безусловно, не нужны 1 2 3 2 4 4 2 2
Затрудняюсь ответить 7 14 15 19 4 6 1 1
Индекс* 57 44 41 39 56 49 61 66

Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Безусловно, отражают 25 14 18 18 16 15 29 17 13 13
Скорее отражают 51 55 49 50 51 51 42 48 54 45
Скорее не отражают 12 13 16 17 21 15 16 18 22 27
Безусловно, не отражают 2 2 3 3 4 4 7 6 7 10
Затрудняюсь ответить 10 16 14 12 8 15 6 11 4 5
Индекс** 43 33 32 32 27 29 35 26 22 12

Ниже приведены несколько суждений об опросах общественного мнения. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими – нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, ответ «скорее согласен»)

2005 г. 2008 г. 2014 г. 2018 г.
Опросы общественного мнения помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем 84 76 77 78
Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности 59 56 58 61
Результаты опросов общественного мнения часто фабрикуются и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению* - - - 53
Опросами общественного мнения в основном занимаются ученые для научного познания общества 67 51 60 52
Опросы общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания, и вся эта деятельность является просто модой 35 32 41 46
Большинство организаций, проводящих опросы населения, просто зарабатывают на этом деньги, выполняя определенный заказ, это обычная коммерческая деятельность 40 44 45 42
Большинство опросов проводится для того, чтобы выпытать у людей информацию об их личной жизни и имуществе, чтобы использовать эту информацию в корыстных целях 16 16 22 17

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: День социолога в России
Теги: Социология соцопросы общественное мнение