ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3809 | 08 Ноября 2018
Фото: Depositphotos.com
Потребительское поведение: выбор россиян
Россияне стали внимательнее относиться к информации на этикетке товара, однако доверие к ней невысокое.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 83% совершающих покупки россиян смотрят на срок годности продуктов
  • 51% совершающих покупки респондентов обращают внимание на состав продуктов
  • Россияне предпочитают отечественные продукты, но импортную технику и обувь
МОСКВА, 8 НОЯБРЯ 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса, приуроченного к Всемирному дню качества.

Вопрос о том, кто сегодня занимается закупкой продуктов питания в семье, значим для участников исследования, все дали на него определенные ответы. Среди мужчин почти треть (31%) убеждены, что являются основными ответственными в семье за покупку продуктов питания. Более половины мужчин (54%) полагают, что вносят такой же вклад в закупки, как остальные члены семьи, и 15% признают, что никак не участвуют в покупках продуктов. Мнения женской части опрошенных распределяются иначе. Почти две трети женщин (61%) полагают, что именно они в основном отвечают в семье за покупку продуктов. Треть (34%) ощущают помощь других членов семьи и признают, что сами участвуют в этом процессе наравне с ними. И всего 5% женщин не принимают в покупке продуктов никакого участия.

За последний год россияне стали внимательнее относиться к выбору продуктов. Так, уже 83% наших соотечественников (77% мужчин и 87% женщин) обращают внимание на срок годности (в 2017 г. — 81%). 51% опрошенных смотрит на состав и содержание отдельных ингредиентов, 37% — на информацию о производителе. Только 12% респондентов обращают внимание на содержание белков, жиров и углеводов, 9% — на калорийность, а 7% опрошенных признают, что, как правило, не читают информацию на этикетке.

Подавляющее большинство россиян скептично относится к информации о составе продуктов, которую производитель указывает на упаковке: 76% опрошенных разделяют мнение, что указанная информация скорее неточная, неполная. Только 16% доверительно относится к этим данным.

При покупке продуктов питания наши сограждане делают однозначный выбор в пользу отечественных производителей. При равной цене россияне предпочтут купить российские овощи (95%), рыбу и мясо (94%), молочные продукты (91%), фрукты (82%), макароны (85%), шоколад (76%). Отечественные лекарства выбирает 51% респондентов, 32% предпочтут купить лекарства, произведенные за рубежом. Россияне ориентируются на импортные бренды при покупке одежды (46%) и обуви (52%). Однако разрыв в популярности с российскими производителями в этих категориях невелик: 40% и 38% соответственно. Что касается категории бытовой техники и электротехники, то доверие россиян здесь на стороне зарубежных производителей (73%). Только 18% наших сограждан при равной цене выберут отечественный товар этой категории.

Данные комментирует руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин: «Обращаясь к исследованиям прошлых лет, стоит отметить две тенденции. Во-первых, по отношению к 2017 году растут показатели внимательного отношения к потребляемой продукции, что безусловно является маркером развития культуры потребления в целом. Во-вторых*, в отношении продуктов питания сохранилась (по ряду значимых товарных категорий — усилилась) тенденция переориентации на отечественную продукцию. В части одежды, обуви и бытовой техники выводы необходимо делать очень осторожно ввиду высокого уровня стилизации отечественных производителей под признаки зарубежных брендов, но как минимум на уровне сложившихся потребительских стереотипов выигрывает пока импорт».

*Автор комментария обращается к исследованию ВЦИОМ 2015 года.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 2 ноября 2018 г. В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Скачать таблицы (.xlsx)

Кто в Вашей семье в основном занимается покупками продуктов питания? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные Мужчины Женщины
В основном я сам(-а) 47 31 61
Я наравне с другими членами семьи 43 54 34
Другие члены семьи, я не принимаю никакого участия 10 15 5
Затрудняюсь ответить 0 0 0

Выбирая продукты в магазине, Вы, как правило, читаете или не читаете информацию на этикетке? Если да, то на какую информацию на этикетке Вы ориентируетесь при покупке продуктов? Вы можете выбрать несколько вариантов (закрытый вопрос, любое число ответов, % от имеющих отношение к покупкам)

2017 г. 2018 г.
Срок годности 81 83
Состав, содержание отдельных ингредиентов 46 51
Производитель 34 37
Содержание белков/ жиров/ углеводов 9 12
Калорийность 9 9
Как правило, не читаю информацию на этикетке 11 7
Цена - 5
Другое (запишите, что именно) 6 2
Затрудняюсь ответить 0 0

*в 2017 году вариант «цена» не предлагался

На упаковках продуктов питания производитель всегда сообщает их состав, содержание отдельных ингредиентов. Как Вы считаете, информация о составе, которую размещает производитель, скорее точная, полная или скорее неточная, неполная? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Скорее точная, полная 16
Скорее неточная, неполная 76
Затрудняюсь ответить 8

Скажите, пожалуйста, при равной цене Вы бы купили отечественный или импортный продукт? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Скорее отечественный Скорее импортный Затрудняюсь ответить
Рыба, мясо 94 3 3
Фрукты 82 12 6
Овощи 95 3 2
Макароны 85 11 4
Молоко, сыры и другие молочные продукты 91 6 2
Цветы 72 14 14
Шоколад 76 17 7
Лекарства 51 32 17
Одежда 40 46 14
Обувь 38 52 10
Бытовая техника, электроника 18 73 9

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Питание, диета; Социальные настроения, социальное самочувствие
Теги: Продукты цены овощи фрукты