ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3785 | 11 Октября 2018
Фото: Depositphotos.com
Качество школьных учебников: мнение российских учителей
Качество школьных учебников в целом устраивает преподавателей. При этом, по мнению учителей, федеральный перечень учебников должен создаваться на основе апробации в школьной практике.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Три четверти (76%) респондентов отметили удовлетворенность качеством учебников
  • 81% опрошенных отметили, что для них очень важно иметь возможность самостоятельно выбирать учебники
  • 73% респондентов полагают, что итоговое решение о выборе школьных учебников для закупки должно приниматься на уровне школы
  • Большинство (62%) участников опроса считают, что федеральный перечень учебников должен носить рекомендательный характер
  • 88% опрошенных полагают, что издательства, выпускающие учебники для школы, должны принадлежать российским владельцам
МОСКВА, 11 октября 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного оценке качества школьных учебников российскими учителями.

Большинство работников образования (76%) довольны качеством школьного образования и признают его эффективным. При этом 17% опрошенных все же считают систему школьного образования неэффективной.

Три четверти (76%) респондентов выразили удовлетворенность качеством учебников. Главным фактором, определяющим качество учебников, опрошенные называют понятность и доступность изложения материала (36%). С ошибками в учебниках и некорректной информацией сталкивались 62% работников образования. Только 8% от этого числа считают, что наличие ошибок в учебниках – типичная ситуация. 68% опрошенных из числа тех, кто сталкивался с ошибками полагают, что это не влияет на качество преподаваемого предмета.

Учителя выступают за самостоятельность при выборе учебников: 81% опрошенных отметили, что для них важно иметь возможность самостоятельно выбирать учебники для преподавания по их предмету. Основной аргумент учителя – возможность подобрать удобную методику преподавания (54%) и дать учащимся более глубокие знания по теме (43%).

Итоговое решение о выборе учебников должно приниматься на уровне школы (73%). При этом большинство респондентов (90%) признает, что федеральный перечень учебников в том или ином виде необходим.

Большинство (62%) участников опроса считают, что федеральный перечень учебников должен носить рекомендательный характер, нежели обязательный (28%). Оценка учебников при включении их в федеральный перечень в первую очередь должна основываться на апробации в учебном процессе (61%). По мнению опрошенных, для допуска учебников также важна экспертная оценка педагогов (52%) и открытая дискуссия с широким участием экспертов (46%).

Треть респондентов (33%) отметили, что за последние 5-7 лет были случаи необоснованного исключения учебников из федерального перечня. Большинство опрошенных (88%) полагают, что издательства, выпускающие учебники для школы, должны принадлежать российским владельцам.

Опрос ВЦИОМ проведен с 19 по 27 сентября 2018 г. по заказу Центра общественно-политических проектов. В опросе приняли участие 1200 респондентов, среди которых – директора школ, заместители директоров - 12% (144 респондента), учителя-предметики – 58% (696 респондентов) , школьные педагоги (логопед, педагог дополнительного образования, тьютер, инструктор, старший воспитатель) – 5% (60 респондентов), учителя начальных классов – 25% (300 респондентов). Метод опроса – личное интервью. Выборка всероссийская многоступенчатая стратифицированная с применением квот на последнем этапе отбора. Квоты рассчитаны на основе статистических данных данных Минобрнауки РФ на начало 2017\18 учебного года.

Скажите, какая позиция Вам ближе? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные Директор школы / Заместитель директора Учитель предметник (средняя, старшая школа) Школьный педагог (логопед, педагог дополнительного образования, тьютер, инструктор, старший воспитатель) Учитель начальных классов
Систему школьного образования в России можно назвать эффективной - она дает ребенку возможность получить все необходимые знания и навыки 76 80 73 82 81
Система школьного образования неэффективна, она не дает возможности ребенку получить необходимые знания и навыки 17 15 18 13 14
Затрудняюсь ответить 7 5 9 5 5

Если говорить в целом, лично Вы довольны или не довольны качеством учебников, по которым Вы преподаете? Если в работе Вы используете несколько, то оцениваете их в комплексе (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто использует в своей работе учебники)

% от тех, кто использует в своей работе учебники Стаж преподавания менее 1 года Стаж преподавания от 1 до 3 лет Стаж преподавания от 3 до 5 лет Стаж преподавания от 5 до 10 лет Стаж преподавания более 10 лет
Доволен 76 83 78 80 80 76
Не доволен 21 8 17 19 19 22
Затрудняюсь ответить 3 10 5 1 1 2

Почему Вы довольны качеством учебников? (закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто доволен качеством учебников)

% от тех, кто доволен качеством учебников
Написаны доступным языком 36
Яркий внешний вид, с иллюстрациями 30
Содержательность/ информативность 29
Много качественных заданий 22
Наличие практического и дополнительного материала 14
Адаптированы к стандартам ЕГЭ, ОГЭ 13
Грамотно составлены, последовательное изложение тем 12
Логичная структура/ системность изложения 9
Дают знания, помогают детям в обучении 8
Качество печати / бумаги 5
Современный материал, задания 3
Интересные 3
Удобны для преподавания / использования 3
Есть электронный вариант, электронные приложения 2
Компактно изложена информация, не перегружен 2
Нравится автор / издательство 1
Достаточный объем информации 1
Другое 9
Затрудняюсь ответить 5

Почему Вы не довольны качеством учебников? (закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто не доволен качеством учебников)

% от тех, кто не доволен качеством учебников
Плохо раскрыты темы, малоинформативные 43
Плохо написаны, сложны для понимания 26
Не соблюдается логика изложения тем 22
Плохой подбор теоретического и практического материала 19
Ошибки в учебниках 13
Не соответствуют школьной программе, возрасту, стандартам ЕГЭ 13
Плохое качество печати 12
Много лишней информации 11
Искажение информации/ устаревшая информация 8
Большой объем материала/ заданий 6
Неинтересно, однотипные задания 5
Плохие иллюстрации/ мало иллюстраций 4
Другое 10
Затрудняюсь ответить 2

Скажите, лично Вы сталкивались или нет с ситуацией, когда в учебниках по вашему профильному предмету были допущены ошибки, встречалась некорректная информация? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Сталкивался, это типичная ситуация 8
Сталкивался, но это скорее были исключения, чем правило 54
Не сталкивался с такой ситуацией 36
Затрудняюсь ответить 2

Скажите, если говорить в целом, допущенные ошибки в учебниках влияют или нет на качество преподаваемого Вами предмета, и если влияют, то как именно? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто сталкивался с ошибками в учебниках)

% от тех, кто сталкивался с ошибками в учебниках Стаж преподавания менее 1 года Стаж преподавания от 1 до 3 лет Стаж преподавания от 3 до 5 лет Стаж преподавания от 5 до 10 лет Стаж преподавания более 10 лет
Не оказывают никакого влияния 68 48 73 62 71 67
Оказывают позитивное влияние 6 0 2 5 5 7
Оказывают негативное влияние 23 52 21 33 21 22
Затрудняюсь ответить 3 0 4 0 3 4

Скажите, лично для Вас важно или нет иметь возможность самостоятельно выбирать учебники для преподавания по вашему предмету? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто использует учебники в свое работе)

% от тех, кто использует учебники в свое работе
Очень важно 81
Абсолютно не важно 16
Затрудняюсь ответить 3

Скажите, какие преимущества лично Вам даёт возможность самостоятельно выбирать учебники? (закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные Очень важно иметь возможность самостоятельно выбирать учебники для преподавания Абсолютно не важно иметь возможность самостоятельно выбирать учебники для преподавания Затрудняюсь ответить
Возможность подобрать наиболее подходящую для себя методику преподавания 54 60 29 39
Повышение уровня знаний у учащихся 43 48 31 27
Дополнительные возможности для обучения сильных учеников 36 40 30 21
Возможность попробовать различные авторские методики преподавания и выбрать ту, которая дает наилучшие результаты 35 39 23 21
Дополнительные возможности для обучения учеников с особыми потребностями 24 25 23 27
Повышение успеваемости у учащихся 18 19 13 13
Повышение удовлетворённости учителей процессом преподавания 16 18 10 22
Нет никаких преимуществ 4 0 14 15
Другое 1 1 1 0
Затрудняюсь ответить 2 0 7 8

Скажите какая позиция относительно федерального перечня учебников Вам ближе? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Федеральный перечень НУЖЕН, но он должен носить рекомендательный характер для использования тех или иных учебников 62
Федеральный перечень НУЖЕН, и он должен носить обязательный характер для использования тех или иных учебников 28
Федеральный перечень НЕ НУЖЕН, перечень должен формироваться на региональном уровне 3
Федеральный перечень НЕ НУЖЕН, УЧИТЕЛЯ могут сами решать, по каким учебникам преподавать 5
Затрудняюсь ответить 2

Кто, на Ваш взгляд, должен принимать ИТОГОВОЕ решение о выборе школьных учебников для закупки в школе? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Педагоги 62
Директор, завуч 11
Руководители федеральных органов управления образования 11
Руководители региональных органов управления образования 5
Муниципальные служащие органов управления образования 4
Родители школьников 1
Другое 3
Затрудняюсь ответить 3

На Ваш взгляд, как должна происходить оценка учебников при включении их в федеральных перечень? (закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
На основе результатов апробации в реальной школьной практике 61
Экспертная оценка педагогов 52
Открытая дискуссия с широким участием экспертов / педагогов 46
Оценка группы уполномоченных членов экспертных организаций 7
Оценка госслужащих профильных ведомств 5
Другое 0
Затрудняюсь ответить 1

На Ваш взгляд, за последние пять-семь лет были или нет случаи необоснованного исключения учебников из федерального перечня? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Да, такие случаи были 33
Нет, таких случаев не было 18
Не знаю о таких случаях 36
Затрудняюсь ответить 13

На Ваш взгляд, кому должны принадлежать издательства, выпускающие учебники для школы? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Иностранным владельцам 1
Российским владельцам 88
Не важно, кому принадлежат 8
Затрудняюсь ответить 3

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Образование, навыки
Теги: Учебники учителя школа образование