ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3765 | 18 Сентября 2018
Фото: Depositphotos.com
Что читают россияне?
Самым популярным чтивом для россиян являются новости в социальных сетях и в СМИ.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Чаще всего россияне читают новости в социальных сетях (39%) и в СМИ (38%)
  • Каждый третий опрошенный (34%) читает художественную литературу
  • Профессиональную и научную литературу читают 30% наших сограждан
МОСКВА, 18 сентября 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме чтения.

Чаще всего россияне читают новости в социальных сетях (39%) и в СМИ (38%). В социальных сетях новости предпочитает читать молодежь: 56% среди 18-24-летних и всего 27% — среди респондентов 60 лет и старше. А вот новостные статьи в СМИ чаще читают люди старшего поколения (43% среди людей 60 лет+). Россияне с неполным средним образованием выражают низкий интерес к чтению новостей как в социальных сетях (17%), так и в СМИ (24%). Каждый второй житель Москвы и Санкт-Петербурга (49%) читал новости и новостные статьи в СМИ, тогда как среди жителей небольших городов с населением до 100 тыс.человек и сёл эта доля составляет по 35%.  

Каждый третий опрошенный (34%) за последнюю неделю читал художественную литературу: среди молодых людей от 18 до 24 лет эта доля выше (38%), чем среди остальных возрастных групп. Также художественная литература популярнее среди женщин (38%), нежели среди мужчин (28%). Россияне с высшим образованием выражают больший интерес к прозе и стихам (44%), а среди людей с неполным средним образованием лишь 13% читали книги этого вида искусства. Чаще всего художественную литературу читают жители Москвы и Санкт-Петербурга (49%).  

Профессиональную и научную литературу читают 30% наших сограждан. Чаще к научно-познавательной литературе обращаются 18-24-летние (36%) и мужчины (34%). Самая высокая доля любителей научной литературы, согласно опросу ВЦИОМ, зафиксирована среди людей с высшим образованием (45%), а самая низкая – среди людей с неполным средним образованием (11%). Жители Москвы и Санкт-Петербурга, также городов «миллиоников» чаще остальных за последнюю неделю читали научно-познавательную литературу (43% и 41% соответственно).

Четверть опрошенных (25%) следят за блогами и популярными статьями в интернете. Чаще остальных блоги читают молодые люди от 18 до 24 лет (36%), россияне с высшим образованием и жители Москвы и Санкт-Петербурга (по 33%).

Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг самых упоминаемых писателей России. На первом месте по количеству сообщений в СМИ – Гузель Яхина (15 823 сообщений), на втором – Захар Прилепин (15 666 сообщений), на третьем – Борис Акунин (7 412 сообщений).  Также в «пятерку» самых упоминаемых писателей вошли Людмила Улицкая (5 887 сообщений) и Виктор Пелевин (5 067 сообщений).

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные. 

При полном или частичном использовании, воспроизведении материала в СМИ должна быть указана ссылка на компанию «Медиалогия».

Данные опроса комментирует руководитель Департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов: «Наиболее активной читательской аудиторией практически всех текстовых источников является молодежь – за исключением традиционных СМИ, приверженцами которых остается старшее поколение. Главная причина такой ситуации – новый тип информационного потребления, который можно назвать «субъектным», когда человек сам формирует запрос на тексты для чтения исходя из собственных текущих интересов и получает на них легкий и быстрый ответ. Интерактив, который наилучшим образом обеспечивают социальные медиа и блогосфера, создает ореол их востребованности, видимость свободы выбора материала и массового внимания аудитории. Популярность среди молодежи художественной литературы и нон-фикшн также объясняется просто – электронные библиотеки стали более доступными – их удобство и экономичность как раз высоко оценили живущие в сети молодые люди. Тогда как бумажные книги постепенно становятся предметом премиального потребления и практически недоступны старшим поколениям».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 8 сентября 2018 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. Рейтинг компании «Медиалогия» построен по заметности событий. События ранжируются по сумме заметности сообщений, которые были посвящены конкретному событию. Заметность сообщения - показатель системы «Медиалогия», позволяющий определить наиболее яркие сообщения в наиболее влиятельных СМИ. Рейтинг построен на основе базы СМИ системы «Медиалогия», включающей порядка 46 200 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Данные для рейтинга рассчитаны по российским СМИ на 11.09.2018. Период исследования: сентябрь 2017 г. – сентябрь 2018 г.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Скачать таблицы (.xlsx)

Что из перечисленного Вы читали за последнюю неделю? (закрытый вопрос, до 5-ти ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше Мужчины Женщины
Новости, сообщения в социальных сетях 39 56 45 40 41 27 36 41
Новости, новостные статьи в СМИ 38 29 33 38 40 43 38 38
Художественную литературу (прозу, стихи, публикации) 34 38 34 32 32 35 28 38
Профессиональную, научную, научно-познавательную литературу (книги, статьи, публикации) 30 36 34 32 33 18 34 26
Блоги, популярные статьи в Интернете 25 36 31 26 27 15 26 25
Ничего не читал 13 7 11 13 12 19 15 12
Другое 2 0 1 2 3 4 2 3
Затрудняюсь ответить 1 1 1 0 2 1 1 1

Что из перечисленного Вы читали за последнюю неделю? (закрытый вопрос, до 5-ти ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные Неполное среднее образование Среднее образование (школа или ПТУ) Среднее специальное образование (техникум) Незаконченное высшее (с 3-го курса ВУЗа), высшее образование
Новости, сообщения в социальных сетях 39 17 37 41 40
Новости, новостные статьи в СМИ 38 24 24 36 47
Художественную литературу (прозу, стихи, публикации) 34 13 26 27 44
Профессиональную, научную, научно-познавательную литературу (книги, статьи, публикации) 30 11 19 18 45
Блоги, популярные статьи в Интернете 25 14 19 21 33
Ничего не читал 13 45 22 16 4
Другое 2 0 2 4 2
Затрудняюсь ответить 1 2 2 1 1

Что из перечисленного Вы читали за последнюю неделю? (закрытый вопрос, до 5-ти ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города - миллионники 500-950 тыс. 100-500 тыс. до100 тыс. Село
Новости, сообщения в социальных сетях 39 42 41 37 37 41 37
Новости, новостные статьи в СМИ 38 49 39 41 38 35 35
Художественную литературу (прозу, стихи, публикации) 34 49 42 35 36 28 25
Профессиональную, научную, научно-познавательную литературу (книги, статьи, публикации) 30 43 41 27 32 22 24
Блоги, популярные статьи в Интернете 25 33 28 30 24 24 21
Ничего не читал 13 6 10 11 10 15 21
Другое 2 4 2 4 3 3 1
Затрудняюсь ответить 1 1 0 1 1 2 2

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Досуг; Интернет, соцсети; Литература и искусство
Теги: Чтение новости книги СМИ художественная литература