ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3763 | 14 Сентября 2018
Фото: Depositphotos.com
Алкоголизм и как с ним бороться
Среди мер по борьбе с алкоголизмом наибольшей поддержкой россиян пользуется запрет на продажу спиртного гражданам, не достигшим 21 года и пропаганда здорового образа жизни.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 46% россиян считают алкоголизм болезнью, требующей медицинского вмешательства, 31% - социальной проблемой
  • В числе мер по борьбе с алкоголизмом принудительное лечение выбирают 38% граждан
  • Для борьбы с алкоголизмом необходимо в первую очередь запретить продажу алкоголя молодежи до 21 года (58%) и пропагандировать здоровый образ жизни (54%)
МОСКВА, 14 сентября 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме алкоголизма.

Проблема алкоголизма актуальна для многих в нашей стране (по признанию 37% опрошенных в их близком окружении есть алкоголики). Большинство граждан не остается безразличным в вопросе отношения к алкоголикам, а законодательство, направленное на снижение употребления алкоголя, считается скорее излишне мягкими, чем жесткими. Ряд мер по борьбе с алкоголизмом находит широкую поддержку среди населения.

Чаще всего алкоголизм относят к категории болезней, требующих медицинского вмешательства (46%). С другой стороны, почти треть опрошенных (31%) считают это болезнью социального характера. Существующие государственные меры по сокращению потребления алкоголя 41% опрошенных называют недостаточными, и только 8% характеризуют их как чрезмерные. О достаточности принимаемых мер говорят 32% респондентов.

Среди мер по борьбе с алкоголизмом наибольшей поддержкой россиян пользуется запрет на продажу спиртного гражданам, не достигшим 21 года (58%), пропаганда здорового образа жизни (54% ) – с 2005 г. (39%) актуальность последней заметно выросла, а также запрет рекламы алкоголя (49% в 2018 г. - против 57% в 2009 г.), В то же время за 13 лет снизилась доля тех, кто выбирает вариант «введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии  алкогольного опьянения в общественных местах» (с 39% до 33%). Наименее популярными, как показал опрос, являются следующие меры: повышение цен на алкогольную продукцию (21%) и введение тотального запрета («сухого закона») – 12%.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные. 

Данные опроса комментирует руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин: «Тему борьбы с алкоголизмом необходимо рассматривать не изолировано, а в комплексе мер, реализуемых государством в направлении формирования здорового образа жизни россиян, которые включают в себя и снижение потребление никотиносодержащих веществ, и развитие физической активности, и формирование культуры питания. Охватывая в своих исследованиях на регулярной основе весь спектр этих направлений, мы отчетливо видим высокий уровень поддержки со стороны россиян государственной политики, проводимой в этом направлении. Отдельно в части рекомендаций стоило бы отметить, что сегодня особенно актуально развивать меры, связанные с формированием именно позитивных установок на ведение здорового образа жизни, поскольку меры чисто ограничительного характера начинают исчерпывать свой потенциал и работать с убывающей отдачей, хотя на старте кампании по здоровому образу жизни они сыграли фундаментальную роль в сломе негативных тенденций».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 6 сентября 2018 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. В 2005-2009 гг. были проведены квартирные опросы.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Есть ли среди ваших близких, знакомых алкоголики или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2017 г. 2018 г.
Да, есть 41 37
Нет, таких людей среди моих близких и знакомых нет 43 43
Может и есть, но мне об этом точно неизвестно 15 20
Отказ от ответа 1 0

Как Вы относитесь к алкоголикам? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2017 г. 2018 г.
Это частное дело каждого, я таких людей не осуждаю 17 14
Алкоголизм - это болезнь, и таким людям нужна медицинская помощь 45 46
Алкоголизм – социальная проблема, и «лечить» надо само общество 27 31
Алкоголики – опасные люди, их следует изолировать от общества 7 6
Затрудняюсь ответить 4 3

Как Вы лично оцениваете принятые в нашей стране законодательные меры, направленные на уменьшение потребления алкоголя? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2017 г. 2018 г.
Чрезмерно жесткие 9 8
Ровно такие, как нужно 35 32
Недостаточные, слишком мягкие 41 41
Затрудняюсь ответить 15 19

Какие конкретно меры для борьбы с алкоголизмом Вы бы поддержали? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

2005 г. 2006 г. 2009 г. 2017 г. 2018 г.
Запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года 56 48 63 53 58
Пропаганда здорового, трезвого образа жизни 39 42 47 48 54
Полный запрет рекламы любого вида алкоголя, в т.ч. и слабоалкогольных напитков* 55 52 57 46 49
Восстановление вытрезвителей** 0 0 0 38 44
Принудительное лечение от алкоголизма 27 22 29 32 38
Ограничение продажи алкоголя в утреннее время 25 19 31 30 37
Развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма, в том числе нетрадиционных 19 20 25 30 37
Введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах 39 38 34 28 33
Организация обществ трезвости, анонимных алкоголиков 15 11 15 22 29
Повышение цен на алкогольную продукцию 13 10 19 18 21
Введение запрета на производство и продажу спиртных напитков (ведение «сухого закона»)*** 0 6 10 13 12
Другие меры 2 1 4 11 5
Ничего предпринимать не надо, государство не должно в это вмешиваться 3 3 3 2 1
Затрудняюсь ответить 3 3 2 3 3

* в 2005-2006 гг. данный вариант ответа звучал «запрет рекламы алкоголя»

** в 2005-2009 гг. данный вариант ответа не предлагался

*** в 2005 г. данный вариант ответа не предлагался

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Алкоголизм
Теги: Алкоголизм алкоголь