ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3757 | 07 Сентября 2018
Фото: Depositphotos.com
Школьная форма и дресс-код для учителей: общественные настроения на фоне экономических трудностей
На фоне экономических трудностей россияне более активно, чем раньше, высказались за возвращение к школьной форме (главный аргумент против - тоже экономический: дороговизна формы). Две трети россиян высказались за введение единого дресс-кода для учителей.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 82% россиян высказываются за введение школьной формы
  • Две трети (65%) опрошенных говорят, что следует ввести дресс-код для учителей
МОСКВА, 7 сентября 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного отношению россиян к введению школьной формы и дресс-кода для учителей.  

За последние пять лет заметно выросла доля россиян, поддерживающих введение школьной формы (с 66% в 2013 г. до 82% в 2018 г.). Главный аргумент сторонников этого шага – тезис о том, что форма обеспечит социальное равенство учащихся (36%). Второй по значимости довод заключается в убеждении о дисциплинированности учащихся (31%), благодаря школьной форме. В числе прочих причин поддержки введения формы в школе – одинаковый облик детей (17%), красивый и аккуратный вид (16%).

Против введения формы сегодня – только 15% россиян. Они объясняют свою точку зрения неподъемной стоимостью формы (32%), а также убеждением, что дети потеряют индивидуальность (19%). В том числе звучат аргументы в пользу возможности детей одеваться в то, во что они хотят (17%). Еще 11% респондентов отметили бессмысленность данной меры.

По мнению россиян, в школах следует ввести дресс-код для учителей (65%). Среди людей в возрасте от 25 до 34 лет эта доля выше – 77%, тогда как старшее поколение реже соглашается с введением дресс-кода для учителей (57%). Обратного мнения придерживаются 27% опрошенных: о том, что не следует вводить дресс-код для учителей, чаще остальных говорят 45-59-летние (31%). 

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные. 

Данные исследования комментирует руководитель практики социального моделирования и прогнозирования Департамента исследований Юлия Баскакова: «Школьная форма вызывает «аллергию» лишь у немногих, и чаще – у представителей старших поколений. Вероятно, этот негатив формируется ассоциацией с советской школьной формой, которую нельзя было выбирать, которая не всем подходила и нравилась, и которая в определенной степени символизировала принудительное начало в отношении учеников. Вместе с тем, сегодня идея единой для всех школьной формы ушла в прошлое, каждая школа выбирает что-то свое. А преимущества школьной формы для большинства родителей очевидны – форма не только позволяет сгладить социальные различия и настроить ребенка на более серьезное отношение к учебе, но и упрощает ежедневную задачу собрать ребенка в школу».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 27 августа 2018 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. В 2006-2013 гг. были проведены квартирные опросы.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Как Вы считаете, следует или не следует в школах вводить школьную форму? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2006 г. 2012 г. 2013 г. 2018
Безусловно да 33 43 40 40
Скорее да 31 34 26 42
Скорее нет 25 14 11 10
Безусловно нет 6 4 6 5
Затрудняюсь ответить 5 5 17 3

Почему Вы так считаете? (Открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто считает, что форма нужна)

% от тех, кто считает, что форма нужна
Сглаживает различие в социальном положении учащихся 36
Это дисциплинирует 31
Дети будут выглядеть одинаково, никто не будет выделяться 17
Это выглядит красиво, аккуратно 16
Так было раньше, и в этом не было ничего плохого 7
Это удобно 5
Видно, что это школьник 4
Это более экономно 2
Отличительная черта: у каждой школы своя форма 1
Форма сближает учеников 1
Это обеспечит работой швейные предприятия 0
Другое 2
Затрудняюсь ответить 7

Почему Вы так считаете? (Открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто считает, что форма нужна)

% от тех, кто считает, что форма не нужна
Неподъемная стоимость формы 32
Уничтожает индивидуальность детей 19
Дети должны иметь возможность одеваться в то, что хотят 17
Не вижу в этом никакого смысла 11
Это не влияет на качество образования 6
Дети не хотят ее носить 6
Это неудобно 5
У нас не было школьной формы, и все было хорошо 5
В этом есть коррупционная составляющая 4
Плохое качество предлагаемой формы 3
Мне не нравится эта идея 2
Нет единого стандарта по всей стране 2
Она не всем идет 1
Другое 4
Затрудняюсь ответить 5

По Вашему мнению, следует или не следует в школах вводить дресс-код для учителей? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Безусловно да 27 32 35 30 23 20
Скорее да 38 38 42 38 38 37
Скорее нет 19 20 14 17 22 20
Безусловно нет 8 3 5 9 9 11
Затрудняюсь ответить 8 7 4 6 8 12

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Воспитание детей; Образование, навыки; Одежда, имидж
Теги: Школа ученики учителя обучение школьная форма дресс-код