ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3674 | 30 Мая 2018
Фото: Depositphotos.com
Продуктовые торговые сети: оценки и запросы
Большинство россиян отмечают более интересные бонусные и скидочные программы, широкий ассортимент и гибкие цены в продуктовых торговых сетях по сравнению с небольшими местными магазинами.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Федеральные сети предоставляют более широкий ассортимент продукции (считает 81% россиян) и выгодные бонусные программы (84%), чем местные магазины
  • Повысить свою привлекательность для покупателей местные магазины, по оценкам респонеднтов, могут, в первую очередь, за счет сотрудничества с фермерами (39%), улучшения ассортимента и качество обслуживания (38%)
МОСКВА, 30 мая 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Центр социального проектирования «Платформа» представляют данные исследования о потребительском поведении граждан страны.

Сетевые магазины остаются наиболее распространенным местом приобретения продуктов: 72% опрошенных отметили, что большую часть еды покупают именно там. Среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга, других «миллионников» эта доля достигает 83-84%.

Более половины всех опрошенных (60%) «закупаются» в федеральных торговых сетях регулярно (среди москвичей и петербуржцев – 79%). Реже россияне ходят в несетевые продуктовые магазины у дома (33%), на постоянно работающие рынки (20%) или покупают продукцию у фермеров (11%).

В сравнении с местными сетями федеральный ритейл, по оценкам респонеднтов, предлагает гражданам более привлекательные бонусные и скидочные программы (84%), широкий ассортимент продукции (81%) и более низкие цены (58%). По качеству обслуживания покупателя разница не так заметна: 42% считают, что качество обслуживания выше в федеральных сетях, 30% - в местных магазинах, 21% не видят существенных различий.

Продукты, произведенные преимущественно в своем регионе, выбирают 47% покупателей, 29% опрошенных в равной степени покупают продукцию местного производства и продукцию из других регионов. Только 19% опрошенных говорят, что не обращают внимание на место производства. По оценкам 56% респондентов, местная продукция в достаточном объеме представлена в федеральных сетевых магазинах (обратного мнения придерживаются 34%).

Распространение магазинов федеральных торговых сетей в своем регионе поддерживают 65% опрошенных, против - 16% респондентов. Что касается развития местного продуктового ритейла, то его перспективы респонденты связывают, прежде всего, с предоставлением торговых площадок фермерам (39%), расширением ассортимента и повышением качества услуг (38%), акцентом на продукции региональных производителей (33%).

В целом же 44% россиян отмечают положительные изменения в сфере продуктового ритейла за последние 5 лет, связанные, в первую очередь, с увеличением ассортимента продуктов в целом и отечественной продукции в частности, а также акций и скидок.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в презентации.

Данные опроса комментирует генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов: «Данное исследование было мотивированно тем, что развитие сетевой торговли в регионах может существенно менять экономическую среду, стандарты потребления, характер отношений между участниками рынка. Это сложный процесс: социальное развитие, преимущества новых форматов идут вместе с появлением напряжённости между местными сетями и федеральным бизнесом. Мы стремились найти формы гармонизации интересов всех участников рынка».

Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 12, 17 апреля 2018 г. по заказу Центра социального проектирования «Платформа». В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 2000 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,2%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

На Ваш взгляд как покупателя, в целом как изменилась ситуация в сфере торговли продуктами питания за последние 5 лет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Однозначно/ Скорее улучшилась 44
Однозначно/ Скорее ухудшилась 35
Не изменилась 15
Затрудняюсь ответить 6

Какие наиболее значимые улучшения в сфере торговли для Вас как для покупателя Вы бы отметили? (закрытый вопрос, не более 2-х ответов, % от общей выборки)

Все опрошенные
Увеличился ассортимент продуктов 21
Стало больше продуктов отечественного производства 18
Стало больше акций и скидок 15
Повысилось качество обслуживания и сервис 11
Появилось много новых магазинов 10
Выросло качество продуктов 9
Замедлился рост цен 4
Появилась возможность покупать продукты онлайн 4
Никакие 1
Другое 2
Затрудняюсь ответить 1
Не отвечали на вопрос 56

Какие наиболее значимые ухудшения в сфере торговли для Вас как для покупателя Вы бы отметили? (закрытый вопрос, не более 2-х ответов, % от общей выборки)

Все опрошенные
Рост цен 26
Ухудшилось качество продуктов 23
Стало меньше продуктов отечественного производства 7
Ухудшилось качество обслуживания и сервис 5
Уменьшился ассортимент продуктов 4
Закрылось много магазиновB43 3
Стало меньше акций и скидок 2
Другое 1
Затрудняюсь ответить 0
Не отвечали на вопрос 65

Где Ваша семья покупает большую часть продуктов? (закрытый вопрос, не более 2-х ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники 500-950 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
В магазине, принадлежащем торговой сети 72 83 84 77 75 78 52
В магазинах у дома, которые не относятся к торговым сетям 33 30 22 24 31 31 47
На постоянно действующих рынках 20 11 28 20 29 17 14
У фермеров или в магазинах, торгующих фермерской продукцией 11 9 12 17 8 12 11
На рынках выходного дня, работающих только по выходным 7 4 8 8 4 9 7
Онлайн в интернете 2 2 1 2 2 4 1
Другое 4 4 1 1 2 2 9
Затрудняюсь ответить 1 1 1 0 2 1 0

Скажите, как часто Вы совершаете покупки в магазинах федеральных торговых сетей? Например, «Магнит», «Перекресток», «Лента», «Ашан», «Карусель», «Метро», «Пятерочка» или других? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники 500-950 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Регулярно 60 79 72 65 62 63 39
Время от времени 21 14 17 21 19 18 30
Крайне редко 13 4 7 10 11 12 24
Никогда не совершал(а) покупки в таких магазинах 3 1 2 2 4 4 5
Никогда не был(а) в таких магазинах, не было возможности совершить там покупку 2 0 0 2 3 3 2
Затрудняюсь ответить 1 2 2 0 1 0 0

Скажите, Вы лично поддерживаете или не поддерживаете распространение в вашем регионе магазинов федеральных торговых сетей? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Скорее поддерживаю 65
Скорее НЕ поддерживаю 16
Мне все равно 10
Затрудняюсь ответить 9

Сейчас я зачитаю несколько суждений и попрошу Вас ответить, в какой степени Вы с ними согласны или не согласны (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, % от всех опрошенных)

Скорее согласен Скорее не согласен Нет существенной разницы Затрудняюсь ответить
В магазинах федеральных сетей более интересные бонусные программы, скидки и акции, чем в местных 84 6 4 6
В магазинах федеральных сетей шире ассортимент с разным уровнем цен, рассчитанных на «разный кошелек», чем в местных 81 9 4 6
В магазинах федеральных сетей цены ниже, чем в местных магазинах 58 22 11 9
В магазинах федеральных сетей качество обслуживания лучше, чем в местных магазинах: удобно расположены товары и т.п. 42 30 21 7

Как Вы считаете, в каком направлении нужно развиваться местным магазинам или местным торговым сетям, чтобы быть более привлекательными для покупателей и конкурировать с магазинами федеральных сетей? (закрытый вопрос, не более 2-х ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Предоставлять внутри магазинов площади, на которых фермеры могут торговать своей продукцией 39 28 41 40 36 42
Расширять ассортимент и повышать качество услуг 38 55 44 39 39 28
Предлагать больше продукции местных производителей 33 27 32 31 37 35
Развивать направление торговли экопродуктами 12 12 12 12 11 12
Открывать отделы кулинарии, готового питания 9 18 12 7 8 8
Продавать продукты через интернет 3 6 5 4 3 1
Ничего не надо делать 2 2 0 2 3 3
Другое 7 2 5 8 8 9
Затрудняюсь ответить 7 2 7 7 5 10

Можете ли Вы сказать о себе, что Вы предпочитаете продукты питания местных производителей, выращенных или произведенных в вашем регионе? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Да, выбираю преимущественно продукты, произведенные в моей области/крае 47 34 45 48 49 50
Нет, покупаю преимущественно привезенные продукты из других регионов 4 2 5 7 4 2
Покупаю одинаково и местные, и привезенные продукты 29 35 31 29 27 26
Не обращаю внимание на место производства 19 28 19 15 19 20
Затрудняюсь ответить 1 1 0 1 1 2

Как Вы считаете, на сегодняшний день в магазинах федеральных торговых сетей вашего города/ населенного пункта достаточно или недостаточно представлены продукты питания местных (региональных) производителей? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники 500-950 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Достаточно/ Скорее достаточно 56 63 60 56 56 56 51
Недостаточно/ Скорее недостаточно 34 28 35 34 34 34 35
У нас нет федеральных сетевых магазинов 4 0 0 2 5 5 9
Затрудняюсь ответить 6 9 5 8 5 5 5

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Потребительское поведение
Теги: продуктовые торговые сети ритейл магазины