ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3605 | 16 Марта 2018
Продуктовый «светофор»: за и против
Инициативу Роспотребнадзора по маркировке продуктов поддерживает большинство опрошенных россиян.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Идею маркировки продуктов по системе «светофор» поддерживают 82% россиян, 77% потенциально готовы ориентироваться на нее
  • 47% граждан полагают, что ее реализация будет способствовать улучшению состояния здоровья населения, при этом 76% опасаются, что недобросовестные производители будут подделывать информацию на упаковке
Инициативу Роспотребнадзора по маркировке продуктов поддерживает большинство опрошенных россиян.

МОСКВА, 16 марта 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного вопросу маркировки продуктов (по системе «светофор» на зеленые, желтые и красные: продукты с низким, средним и высоким содержанием сахара, соли, насыщенных жиров).

Инициатива Роспотребнадзора по маркировке продуктов не получила широкой огласки: в конце прошлого года о ней слышали 43% россиян (в т.ч. 33% - поверхностно), тогда как 57% ничего не знали (среди 18-24-летних – 74%).

При этом предложение по сути своей нашло поддержку в нашем обществе: 82% опрошенных (после краткого ознакомления с его содержанием) высказались за введение системы «светофор» (против инициативы – 14%). Три четверти граждан (77%) потенциально готовы ориентироваться на такую маркировку при покупке продуктов (среди женщин и людей пенсионного возраста – по 83%). Мужчины и молодежь (18-24 года) в этом вопросе настроены более сдержанно: 29% и 35% соответственно не намерены обращать внимание на цветовые обозначения (среди всех опрошенных – 21%).

Надежду на улучшение состояния здоровья населения, в связи с введением предложенной формы обозначений на продуктах, выражают 47% респондентов, напротив, негативного эффекта ожидают 10%, еще 35% полагают, что реализация инициативы существенно не скажется на самочувствии граждан.

Вместе с тем существуют и серьезные опасения, что ввод обязательной маркировки приведет к фальсификациям (подделке информации на упаковке) со стороны недобросовестных производителей – так считают 76% россиян. С тем, что данная мера будет стимулировать производителей к снижению объемов выпуска продуктов с высоким содержанием сахара, соли и жиров, согласны только 16%.

На сегодняшний день при выборе товара в продуктовом магазине, помимо срока годности (82%), покупатели чаще всего обращают внимание на состав (45%) и производителя (34%). Содержание белков/жиров/углеводов (9%), а также калорийность (9%) пока менее востребованы.  

Данные опроса комментирует аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев: «Положительно воспринимая инициативу Роспотребнадзора как идею, россияне не уверены, что её удастся полностью воплотить в жизнь. Каков будет государственный механизм, определяющий маркировку для каждого продукта? Кто будет следить, чтобы производители действительно ставили маркировку, и чтобы она была заметной и верной? В инициативе Роспотребнадзора не описаны какие-либо механизмы контроля и проверок. Россияне это замечают и их представления о возможном эффекте предложенной меры довольно пессимистичны. Свою лепту в это вносит и недоверие части граждан к бизнесу, якобы ищущему лишь сиюминутной прибыли любой ценой. Тревожит, что реже других готова пользоваться предложенной маркировкой молодежь. Видимо, идеи здорового образа жизни пока еще не распространены среди молодых россиян так сильно, как порой кажется».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 22-24 декабря 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1800 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Регулярное употребление продуктов, содержащих в большом количестве сахар, соль и насыщенные жиры, по мнению ряда врачей, может приводить к развитию различных заболеваний. Роспотребнадзор предложил маркировать продукты по системе «светофор» на зеленые, желтые и красные: продукты с низким, средним и высоким содержанием сахара, соли, насыщенных жиров. С помощью данной маркировки потребители смогут лучше контролировать количество потребляемых продуктов с повышенным содержанием жиров, соли, сахара. Вы знаете, что-то слышали или впервые слышите об этой инициативе Роспотребнадзора? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Хорошо знаю 10 2 4 8 13 15
Что-то слышал, но без подробностей 33 24 22 33 38 42
Впервые слышу 57 74 73 59 48 43
Затрудняюсь ответить 0 0 1 0 1 0

Вы скорее поддерживаете или не поддерживаете эту инициативу? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники Более 500 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Скорее поддерживаю 82 80 82 73 82 87 77 81 77 85 85 79
Скорее не поддерживаю 14 20 11 23 14 9 22 12 20 12 13 14
Затрудняюсь ответить 4 0 7 4 4 4 1 7 3 3 2 7

Скажите, если данная маркировка будет введена, то Вы лично скорее будете или не будете ориентироваться на нее при покупке продуктов? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные Мужчины Женщины 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Буду ориентироваться на маркировку 77 69 83 64 80 71 78 83
Не буду ориентироваться на маркировку 21 29 14 35 19 25 20 13
Затрудняюсь ответить 2 2 3 1 1 4 2 4

Продолжите фразу: «В будущем использование такой маркировки приведет к…» (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Оздоровлению населения: люди будут употреблять меньше продуктов, которые могут сказаться на их здоровье 47
Ухудшению здоровья населения, люди будут ограничивать себя в употреблении некоторых продуктов, которые им на самом деле необходимы 10
Не приведет к каким-либо изменениям в уровне здоровья населения 35
Затрудняюсь ответить 8

Существуют различные мнения о последствиях ввода обязательной для производителей маркировки товаров. С каким мнением о вводе маркировки по системе «светофор» Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Ввод обязательной маркировки будет стимулировать производителей к снижению объемов выпуска продуктов с высоким содержанием сахара, соли и жиров 16
Ввод обязательной маркировки приведет к тому, что ряд недобросовестных производителей будут подделывать информацию на упаковке и неверно маркировать продукты с высоким содержанием сахара, соли, жиров – не красным, а желтым или зеленым цветом, вводя потребителей в заблуждение 76
Затрудняюсь ответить 8

Выбирая продукты в магазине, Вы как правило читаете или не читаете информацию на этикетке? Если да, то на какую информацию на этикетке Вы ориентируетесь при покупке продуктов? Вы можете выбрать несколько вариантов (закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто в семье принимает участие в покупке продуктов (86% по выборке))

% респондентов
Срок годности 82
Состав, содержание отдельных ингредиентов 45
Производитель 34
Содержание белков/ жиров/ углеводов 9
Калорийность 9
Другое 6
Как правило не читаю информацию на этикетке 11
Затрудняюсь ответить 0

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Питание, диета; Потребительское поведение
Теги: маркировка продуктов