ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№2713 | 13 Ноября 2014
Опросы общественного мнения: кому и зачем они нужны?
Проведение соцопросов большинство россиян считает полезным для решения общественных проблем и развития научного знания.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Каждый пятый респондент (22%) уверен, что результаты соцопросов интересны всем тем, кто желает знать мнение других людей
  • Результаты опросов должны помочь властям в решении острых социальных проблем – считают три четверти россиян (77%)
  • Две трети наших сограждан (66%) не верят, что социсследования проводятся в корыстных целях (получить личные данные граждан).
МОСКВА, 13 ноября 2014 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, кому, по мнению россиян, нужны опросы общественного мнения, каковы цели их проведения, следует ли публиковать их результаты в СМИ.

По мнению россиян, опросы общественного мнения представляют интерес, прежде всего, для политиков (46%) и самих социологов (41%). Каждый четвертый (26%) считает, что эти данные нужны СМИ. Пятая доля опрошенных (22%) уверена, что результаты исследований любопытно было бы узнать всем гражданам. За четыре года существенно возросла доля тех, кто говорит о заинтересованности в опросах представителей общественных организаций (с 12% в 2010 г. до 19% в 2014 г.), и, напротив, реже стали отмечать потребность бизнеса в подобных исследованиях (с 24% до 17%, соответственно).  Только 8% называют проведение опросов вовсе ненужным делом. Половина наших сограждан (55%) считает публикацию соцданных полезным для информирования всех о положении дел в обществе (респонденты, обучавшиеся в ВУЗах, говорят об этом значительно чаще, чем малообразованные – 61% против 46%). Лишь 9% участников опроса полагают, что результаты исследований не следует делать достоянием гласности, поскольку они способны манипулировать мнением людей. Каждый четвертый (24%) не видит в публикации соцопросов ни вреда, не пользы, объясняя это тем, что на них не обращают особого внимания. Социологические исследования помогают донести мнение простых людей до представителей властей – уверены 77% наших сограждан, однако эта цифра ниже значения десятилетней давности (84% в 2005 г.). Более половины россиян (58%) полагают, что политики и предприниматели используют эти данные для повышения эффективности своей деятельности. В то, что опросы проводятся в корыстных целях (узнать сведения о личной жизни и имуществе людей) не верят две трети россиян (66%). Большинство респондентов (60%) также отмечают научные цели проведения исследований (с 67% в 2005 г.). 45% опрошенных считают компании, проводящие опросы, обычными коммерческими структурами, тогда как 37% придерживаются иной точки зрения. Наконец, 41% респондентов проведение социологических опросов представляется просто «модным делом», однако 42% это мнение не разделяют.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 1-2 ноября 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Как Вы думаете, кому, прежде всего, нужны результаты социологических исследований, опросов общественного мнения? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов)

2010 Г. 2014 г.
Политикам, органам власти 49 46
Самим социологам, проводящим исследования с научной целью 34 41
Средствам массовой информации 25 26
Всем гражданам, интересующимся мнением других людей 23 22
Общественным объединениям и благотворительным организациям 12 19
Деловым людям, предприятиям и бизнес-компаниям 24 17
Другое 0 1
Никому по-настоящему не нужны 7 8
Затрудняюсь ответить 7 6

Есть несколько разных точек зрения относительно публикаций в СМИ результатов социологических исследований, опросов общественного мнения. Скажите, какая из них ближе всего Вам, или Вы не согласны ни с одной из них? (закрытый вопрос, один ответ)

2010 Г. 2014 г.
Публикации результатов социологических исследований и опросов общественного мнения полезны и нужны, поскольку они позволяют всем лучше узнать настроения и проблемы людей, сделать их известными для всех заинтересованных лиц, в т.ч. для властей 50 55
Публикации результатов социологических исследований и опросов общественного мнения бесполезны и даже вредны, поскольку они служат в основном не для информирования, а для влияния на мнение людей, манипулирования им 6 9
Публикации результатов социологических исследований и опросов общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания 26 24
Не согласен ни с одной из представленных точек зрения 5 5
Затрудняюсь выбрать только одну из точек зрения, поскольку в каждой из них есть доля правды 12 7

Скажите, с какими из суждений о роли и деятельности организаций, проводящих опросы общественного мнения, занимающихся социологическими исследованиями, Вы согласны, а с какими – нет? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке) 1.Проведение социологических исследований помогает узнать мнение простых людей о положении в их городе, области, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем

Скорее согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить
2014 г. 77 16 7
2008 г. 76 8 15
2005 г. 84 10 6

2. Большинство опросов проводится для того, чтобы выпытывать у людей информацию об их личной жизни и имуществе, чтобы потом использовать эту информацию в корыстных целях

Скорее согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить
2014 г. 22 66 13
2008 г. 16 56 28
2005 г. 16 74 10

3. Проведением опросов общественного мнения в основном занимаются ученые с целью научного познания общества

Скорее согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить
2014 г. 60 25 15
2008 г. 51 21 28
2005 г. 67 18 16

4. Большинство организаций, проводящих опросы населения, просто зарабатывают на этом деньги, выполняя определенный заказ, это обычная коммерческая деятельность

Скорее согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить
2014 г. 45 37 18
2008 г. 44 27 29
2005 г. 40 45 15

5. Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности

Скорее согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить
2014 г. 58 25 17
2008 г. 56 17 27
2005 г. 59 26 15

6. Опросы и другие социологические исследования не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания, и вся эта деятельность является просто модой

Скорее согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить
2014 г. 41 42 18
2008 г. 32 38 29
2005 г. 35 51 15

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Мораль. Взаимоотношения между людьми. Ценности; Социальные настроения, социальное самочувствие; Социология
Теги: опросы