ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№40 | 03 Декабря 2003
Россияне о теледебатах и избирательной кампании

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Подходит к концу срок, определенный законодательством для проведения предвыборной агитации
  • За ходом выборной кампании следило достаточно большое число россиян - 58%
  • Для тех, кто следил за ходом предвыборной кампании, как и ожидалось, главным источником информации стало телевидение - информационно-аналитические программы ТВ (61%) и теледебаты кандидатов (49%)
ВНИМАНИЕ: Данный пресс-релиз не содержит информации о конкретных партиях и кандидатах, которая может быть квалифицирована как предвыборная агитация в рамках действующего избирательного законодательства.Таким образом, не существует юридических препятствий для его опубликования.     

МОСКВА, 4 декабря 2003 г. Подходит к концу срок, определенный законодательством для проведения предвыборной агитации. В то же время, результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) свидетельствуют о том, что население достаточно прохладно отнеслось к воздействию политических технологий. В чем причина? В недостатке творческого потенциала или в неправильном выборе средств?

За ходом выборной кампании следило достаточно большое число россиян - 58%. Но лишь наиболее активные 14% делали это внимательно, а остальные – лишь время от времени. Более того, 41% вообще не интересовались агитацией.

Для тех, кто следил за ходом предвыборной кампании, как и ожидалось, главным источником информации стало телевидение - информационно-аналитические программы ТВ (61%) и теледебаты кандидатов (49%). Политическая реклама и агитационные материалы служили этой цели гораздо реже.

Обращает на себя внимание то, что встречи кандидатов со своими избирателями, которые, казалось бы, должны занимать центральное место в ходе выборной кампании, не рассматриваются россиянами как способ прояснения основных позиций и программных положений партий.

Что же касается теледебатов, то отношение к такой форме общения с избирателями у россиян неоднозначное. 53% опрошенных следили за этими дебатами (причем больше половины из этого числа рассматривали их в качестве развлекательного шоу – 27%), тогда как 36% ими не интересовалось.

Также неоднозначно россияне оценивали роль теледебатов в прояснении позиций тех или иных политических партий - 44% опрошенных полагали, что дебаты помогли сориентироваться в многообразии не только самих партий, но и их целей и программ. Примерно столько же (41%) придерживались прямо противоположной точки зрения.

Между тем, как показал опрос, выступления представителей политических партий в СМИ вызывают определенный отклик в обществе. Среди партий, выступления представителей которых вызвали интерес, наряду с фаворитами избирательной кампании респонденты отмечают удачные выступления ряда малых партий, которые не входят в числе реальных претендентов на вхождение в будущую Государственную Думу. Однако, как показывает практика, конвертировать удачные публичные выступления политиков в голоса избирателей удается далеко не всегда.

Обращает на себя внимание и то, что почти половина опрошенных (43%) не смогли или не захотели определить партию, выступления представителей которой им запомнились.

Общероссийский опрос проведен 15-16 ноября 2003 г. в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Опрашивалось 1600 чел., интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

СЛЕДИТЕ ЛИ ВЫ ЗА ХОДОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ? (в %)

Всего
Внимательно слежу 14
Слежу время от времени 44
Не слежу 41
Затрудняюсь ответить 1

ЕСЛИ ВЫ СЛЕДИТЕ ЗА ХОДОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ, ТО ИЗ КАКИХ ИСТОЧНИКОВ ПОЛУЧАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ О НЕЙ? (в % от числа тех, кто следит за ходом кампании)

Всего
Встречи с кандидатами 10
Теледебаты кандидатов 49
Информационные и аналитические телевизионные программы 61
Информационные и аналитические программы радиостанций 25
Информационные и аналитические материалы в газетах, журналах 22
Информационные и аналитические материалы в Интернете 3
Реклама на ТВ, радио, в печатных СМИ, в Интернете 32
Агитационные материалы, получаемые по почтовой рассылке (листовки, буклеты и т.д.) 29
Наружная реклама, наглядная агитация (листовки на стендах, плакаты, "растяжки" над дорогой, рекламные щиты) 23
Другие 1
Затрудняюсь ответить 1

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПРЕДВЫБОРНЫМ ТЕЛЕДЕБАТАМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ? (в %)

Всего
Смотрю, это для меня важно и интересно 25
Смотрю как развлекательную программу, шоу 27
Не смотрю, переключаю канал 36
ТВ не смотрю вообще 5
Затрудняюсь ответить 7

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОМОГАЮТ ЛИ ТЕЛЕДЕБАТЫ ПРОЯСНИТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПРОГРАММНЫЕ УСТАНОВКИ ИДУЩИХ НА ВЫБОРЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ? (в %)

Всего
Безусловно да 13
Скорее да 32
Скорее нет 27
Безусловно нет 14
Затрудняюсь ответить 15

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Государственная Дума, выборы в Государственную Думу; Государственное, политическое устройство; Электоральные предпочтения и электоральное поведение
Теги: выборы