ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№876 | 20 Февраля 2008
РОССИЯНЕ О СОЦИОЛОГАХ И ОПРОСАХ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Каждый третий россиянин (31%) имеет опыт участия в опросах общественного мнения, фокус-группах, других исследовательских процедурах.
МОСКВА, 20 февраля 2008 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают роль и деятельность организаций, проводящих опросы общественного мнения.

Каждый третий россиянин (31%) имеет опыт участия в опросах общественного мнения, фокус-группах, других исследовательских процедурах. Указывают, что хорошо информированы об организациях, проводящих социологические исследования лишь 4% опрошенных (в 2005 г. было 8%). Ещё 37% знакомы с их деятельностью в общих чертах. Более половины россиян (57%) ничего не знают о социологах.

Лидер по узнаваемости среди опросных центров – ВЦИОМ (его смогли назвать 14% респондентов), на втором месте – Фонд «Общественное мнение» (8%). Ещё три года назад ФОМ занимал первое место, ВЦИОМ – второе. «Левада-центр» сумели вспомнить 3% опрошенных; какую-либо другую организацию, проводящую социологические исследования, назвали не более 1% респондентов.

В списке организаций, изучающих российское общественное мнение, «с подсказкой» лидирует ФОМ, хотя число тех, кто его отмечает, за три года снизилось (с 48% до 41%). Одновременно возросла доля тех, кто «узнаёт» в списке ВЦИОМ (с 20% до 36%) и «Левада—центр» (с 5% до 12%).

Деятельность социологических организаций воспринимается обществом в целом позитивно, хотя за три года имидж социологов несколько пострадал. Так, по сравнению с 2005 г., сократилась с 84% до 76% доля тех, кто считает, что проведение социологических опросов обеспечивает «обратную связь» между народом и властью. Это произошло за счёт роста доли затрудняющихся с оценкой.

Свыше половины опрошенных (56%) полагают, что результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей работы. За три года снизилось число несогласных с этим тезисом (с 26% до 17%) и возросло число затрудняющихся с оценкой.

Если в 2005 г. две трети опрошенных (67%) считали, что опросы общественного мнения проводятся в основном в целях научного познания, то сегодня это мнение разделяет только половина респондентов (51%).

Россияне укрепляются во мнении, что организации, проводящие опросы населения, просто зарабатывают на этом деньги (с 40% до 44%); число несогласных с этим суждением резко сократилось (с 45% до 27%).

Лишь 16% опрошенных отмечают, что социологические службы стремятся заполучить информацию от респондентов для дальнейшего использования в корыстных целях. Свыше половины – 56% – с этим тезисом не согласны (впрочем, ещё три года назад в бескорыстии социологов было уверено большее число россиян – 74%).

В то, что данные опросов общественного мнения часто фальсифицируются и используются для манипулирования общественным сознанием, верит только четвёртая часть опрошенных (25%, в 2005 г. было примерно столько же – 28%). Однако по сравнению с 2005 г. значительно (с 51% до 37%) снизилось число тех, кто не согласен с этим тезисом, и возросло число затрудняющихся с оценкой.

Три года назад каждый третий (35%) считал опросы и другие социологические исследования просто модой, не приносящей ни пользы, ни вреда, а каждый второй (51%) был противником такого суждения. Сейчас мнения разделились почти поровну: 32% воспринимают социологию как моду, чуть больше (38%) тех, кто с этим не согласен, и 30% затрудняются с оценкой.

За три года снизилась доля тех респондентов, у кого данные опросов общественного мнения вызывают интерес (с 75% до 66%); кто считает, что результаты опросов в целом отражают действительные мнения граждан (с 76% до 69%), а также тех, кто считает, что опросы нужны обществу (с 86% до 76%), – несмотря на это, по-прежнему большинство россиян данными опросов интересуется, доверяет им и верит в их полезность для общества.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 8–9 января 2008 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Припомните, пожалуйста, Вы лично ранее участвовали в каких-либо опросах общественного мнения, социологических исследованиях и т.п.?

2005 г. 2008 г.
Да, участвовал в опросах в качестве опрашиваемого (респондента), был участником групповой дискуссии (фокус-группы) и других исследовательских процедур 35 31
Нет, никогда ранее не участвовал 63 65
Затрудняюсь ответить 2 4

Скажите, пожалуйста, Вы хорошо осведомлены, что-то слышали или ничего не знаете об организациях, занимающихся социологическими исследованиями, проводящих опросы общественного мнения?

2005 г. 2008 г.
Да, я определенно знаю о таких организациях 8 4
Я что-то слышал о таких организациях 35 37
Нет, я ничего не знаю о таких организациях 55 57
Затрудняюсь ответить 2 2

Можете ли Вы назвать (назовите, пожалуйста) какие-либо организации, проводящие в России массовые опросы общественного мнения и другие социологические и рыночные исследования? (Открытый вопрос, любое число ответов)

2005 г. 2008 г.
ВЦИОМ 6 14
Фонд «Общественное мнение» 12 8
Левада-центр 1 3
Gallup Media 2 1
Ипсос (Ypsos) 1
КОМКОН 1 1
Мониторинг.ру 1 1
РОМИР 2 1
Аналитика 1
Госкомстат, районная администрация, сельсовет 1
Затрудняюсь ответить 79 73

Посмотрите, пожалуйста, на этот список и ответьте, пожалуйста, какие из представленных в нем организаций, проводящие массовые опросы общественного мнения (социологические исследования), знакомы Вам хотя бы по названию? (Закрытый вопрос, любое число ответов)

2005 г. 2008 г.
Фонд «Общественное мнение» 48 41
ВЦИОМ 20 36
Левада-центр 5 12
Мониторинг.ру 7 7
Институт Гэллапа 9 6
КОМКОН 3 4
РОМИР 7 4
ГФК 2 2
АРПИ 5 1
МИРОМ 2 1
Затрудняюсь ответить 30 33

Ниже приведены несколько суждений о роли и деятельности организаций, проводящих опросы общественного мнения, занимающихся социологическими исследованиями. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими – нет? (Один ответ по каждому суждению;

2005 г.: согласен 2005 г.: не согласен 2005 г.: затрудняюсь ответить 2008 г.: согласен 2008 г.: не солгасен 2008 г.: затрудняюсь ответить
Проведение социологических исследований помогает узнать мнение простых людей о положении в их городе, области, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем 84 10 6 76 8 15
Большинство опросов проводится для того, чтобы выпытывать у людей информацию об их личной жизни и имуществе, чтобы потом использовать эту информацию в корыстных целях 16 74 10 16 56 28
Проведением опросов общественного мнения в основном занимаются ученые с целью научного познания общества 67 18 15 51 21 28
Большинство организаций, проводящих опросы населения, просто зарабатывают на этом деньги, выполняя определенный заказ, это обычная коммерческая деятельность 40 45 15 44 27 29
Результаты опросов общественного мнения часто являются сфабрикованными и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению 28 51 21 25 37 37
Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности 59 26 15 56 17 27
Опросы и другие социологические исследования не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания, и вся эта деятельность является просто модой 35 51 14 32 38 30

Данные социологических исследований и опросов общественного мнения часто сообщают по телевидению, по радио, в прессе. Когда Вам встречается такая информация, она вызывает или не вызывает у Вас интерес?

2005 г. 2008 г.
Безусловно вызывает 34 18
Скорее вызывает 43 48
Скорее не вызывает 16 19
Безусловно не вызывает 3 3
Затрудняюсь ответить 4 12

Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?

2005 г. 2008 г.
Безусловно отражают 25 14
Скорее отражают 51 55
Скорее не отражают 12 13
Безусловно не отражают 2 2
Затрудняюсь ответить 10 17

Как Вы думаете, в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?

2005 г. 2008 г.
Безусловно нужны 25 24
Скорее нужны 51 52
Скорее не нужны 12 8
Безусловно не нужны 2 2
Затрудняюсь ответить 10 12

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: День социолога в России; Проблемный фон; Социология
Теги: опросы организации мнение роль деятельность исследования