ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№1624 | 11 Ноября 2010
ГРАЖДАНЕ - О СОЦОПРОСАХ: НУЖНЫ ЛИ ОНИ? ИНТЕРЕСНЫ? ПОЛЕЗНЫ?
53% россиян интересуются результатами социологических опросов, 53% им доверяют, 50% считают их полезными.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 53% россиян интересуются социологической информацией и доверяют ей
  • Для большинства россиян результаты опросов - полезная и нужная информация, помогающся понять настроения и проблемы людей (50%)
  • По мнению наших сограждан, результаты соцопросов нужны, в первую очередь, политикам и представителям государственных органов (49%)
МОСКВА, 11 ноября 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к результатам социологических опросов и кому, по мнению наших сограждан, нужна такая информация, и какую роль она играет.

Большинство россиян интересуются результатами социологических исследований (53%). В наибольшей степени эта информация привлекает внимание жителей малых городов (58%), женщин (55%) и высокообразованных респондентов (58%). У 37% опрошенных эти данные интереса не вызывают. Индифферентно относятся к результатам опросов москвичи и петербуржцы (47%), жители средних городов (44%), мужчины (40%), 18-24-летние и 45-59-летние (по 40%), а также малообразованные респонденты (39-40%).

Результаты социологических опросов у большинства россиян сомнения не вызывают (53%). Доверяют этим данным, в первую очередь, женщины (57%), обеспеченные респонденты (64%). 30% опрошенных,  в свою очередь, скептически относятся к такой информации. Как правило, это  малообеспеченные (35%), респонденты  со средним специальным и высшим образованием (30-32%), а также активные пользователи сети Интернет (33%).

Стоит отметить, что респонденты, интересующиеся результатами опросов, как правило, доверяют им (78%). Те же, кого такая информация не привлекает, в основном скептически оценивают ее достоверность  (53%).

По мнению россиян, результаты социологических исследований нужны, главным образом, политикам и органам власти (49%). Значительная часть опрошенных полагает, что потребность в этой информации испытывают сами социологи (34%). В числе прочих вариантов - СМИ (25%), представители бизнеса (24%), граждане в целом (23%). Значительно реже респонденты склонны думать, что результаты опросов интересуют представителей общественных организаций (12%). Лишь 7% полагают, что эти данные вообще никому не нужны. 

С точки зрения большинства россиян, результаты соцопросов полезны и нужны с точки зрения понимания общественных настроений и проблем (50%). Так считают, в первую очередь, сторонники партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия» (по 56%), дальневосточники (60%). 26% опрошенных полагают, что такая информация не приносит ни вреда, ни пользы, так как на нее в принципе обращают мало внимания - эта точка зрения характерна, главным образом, для приверженцев непарламентских партий (43%), а также волжан (31%). В меньшинстве - те, кто полагает, что результаты опросов наносят вред, так как служат инструментом манипулирования общественным мнением (6%). Эту позицию чаще озвучивают сторонники ЛДПР (11%) и уральцы (14%). 

Интересно, что респонденты, доверяющие социологической информации, в большинстве своем считают ее полезной (74%), в то время, как россияне, не испытывающие к ней доверия, в основном считают ее бесполезной и неважной (46%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 23-24 октября 2010 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

В последнее время в газетах, на радио и телевидении, в интернете довольно часто сообщается о результатах социологических исследований, опросов общественного мнения населения. Когда вам встречается такая информация, она обычно вызывает у вас интерес или не вызывает? (закрытый вопрос, один ответ)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 и старше
Да, почти всегда вызывает интерес 14 15 15 14 11 14
Чаще вызывает интерес 39 36 43 38 39 40
Чаще не вызывает интереса 25 26 23 27 28 20
Нет, никогда не вызывает интереса 12 15 11 12 12 13
Затрудняюсь ответить 10 8 9 8 10 14

Вы в целом доверяете результатам социологических исследований, опросов общественного мнения, которые появляются в СМИ, или не доверяете? (закрытый вопрос, один ответ)

Все опрошенные Пользуюсь интернетом практически ежедневно, несколько раз в неделю Пользуюсь интернетом несколько раз в месяц, эпизодически Не пользуюсь интернетом
Да, почти всегда доверяю 11 10 13 12
Чаще доверяю 42 44 45 41
Чаще не доверяю 23 26 23 21
Нет, никогда не доверяю 7 7 6 7
Затрудняюсь ответить 17 13 14 20

Как Вы думаете, кому, прежде всего, нужны результаты социологических исследований, опросов общественного мнения? (закрытый вопрос, не более трех ответов)

Всего
Политикам, органам власти 49
Самим социологам, проводящим исследования с научной целью 34
Средствам массовой информации 25
Деловым людям, предприятиям и бизнес-компаниям 24
Всем гражданам, интересующимся мнением других людей 23
Общественным объединениям и организациям 12
Никому по-настоящему не нужны 7
Другое 0
Затрудняюсь ответить 7

Есть несколько разных точек зрения относительно публикаций в СМИ результатов социологических исследований, опросов общественного мнения. Скажите, какая из них ближе всего Вам, или Вы не согласны ни с одной из них? (закрытый вопрос, один ответ)

Все опрошенные Доверяют социологической информации Не доверяют социологической информации
Публикации результатов социологических исследований и опросов общественного мнения полезны и нужны, поскольку они позволяют всем лучше узнать настроения и проблемы людей, сделать их известными для всех заинтересованных лиц, в т.ч. для властей; 50 74 21
 Публикации результатов социологических исследований и опросов общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания; 26 14 46
 Публикации результатов социологических исследований и опросов общественного мнения бесполезны и даже вредны, поскольку они служат в основном не для информирования, а для влияния на мнение людей, манипулирования им; 6 3 12
Не согласен ни с одной из представленных точек зрения 5 3 10
Затрудняюсь выбрать только одну из точек зрения, поскольку в каждой из них есть доля правды 12 6 12

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Маркетинг, реклама, PR; Социология
Теги: опрос