ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3583 | 16 Февраля 2018
Потребительские планы-2018
Каждый десятый россиянин планирует приобрести в этом году автомобиль или квартиру/дом. В прошлом году аналогичные покупки совершили 11% и 5% граждан соответственно.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Каждый четвертый россиян (26%) в 2017 г. купил мобильный телефон, каждый десятый (11%) – автомобиль
  • ТОП планов по приобретению товаров и услуг в 2018 г.: ремонт (17%), турпутевка (15%), машина (10%), плата за обучение - свое или детей (10%)
МОСКВА, 16 февраля 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме потребительских возможностей и планов россиян.

Самым популярным приобретением является мобильный телефон, и число покупателей растет из года в год: если в 2013 г. его купили 14%, то в 2017 г. – уже 26% россиян. На второе место в рейтинге покупок-2017 вышел автомобиль – его владельцем стал каждый десятый (11% - с 6% в 2015 г.), еще по 10% приобрели телевизор/домашний кинотеатр, сделали ремонт в квартире. Также заметен небольшой рост по приобретению турпутевок (с 5% до 9%) и внесению платы за обучение – свое или детей (с 4% до 9%). В остальном существенных различий между 2017 и 2015 гг. по потребительскому поведению не фиксируется.

Потребительские планы наших сограждан по ряду товаров и услуг с 2016 г. изменились, наиболее ощутимо – по путешествиям и обучению: в 2016 г. соответствующие расходы планировали 10% и 3% опрошенных, в 2018 г. – 15% и 10% соответственно. Чаще всего предполагаемые траты в этом году связывают с ремонтом (17%). Каждый десятый намеревается приобрести автомобиль (10%), квартиру/дом (9%). Наименее востребованные покупки: музыкальный центр, видео- и фотокамера, спортивный тренажер.  

Результаты исследования комментирует ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Наиболее острый период экономического кризиса позади, и мы видим, как оживляется потребительское поведение. Необходимо, конечно, помнить, что для многих покупок россияне выбирают более дешёвые варианты, чем раньше. В частности, поэтому в динамике розничного оборота оживление спроса проявляется не так ярко. Но оно есть. И тут весьма и весьма показателен рост внимания к инвестициям в образование! Известно, что это очень долгосрочные вложения, которые будут «отбиваться» годы и десятилетия. Раз люди идут на это, значит вектор развития страны рассматривается ими как позитивный».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 25-26 января 2018 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 2000 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,2%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. В 2013-2016 гг. были проведены квартирные опросы.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг Вы приобрели для себя, своей семьи в 2017 году? (закрытый вопрос, любое число ответов, представлены содержательные ответы респондентов, % от всех опрошенных)

Приобрели в 2013 г. Приобрели в 2015 г. Приобрели в 2017 г.
Мобильный телефон, смартфон 14 17 26
Автомобиль 5 6 11
Ремонт в квартире 11 9 10
Телевизор, домашний кинотеатр 8 9 10
Путевка в турпоездку 6 5 9
Плата за обучение (свое или детей) 4 4 9
Стиральная машина 6 5 7
Мебельный гарнитур, кухонная мебель 4 6 6
Холодильник 4 6 6
Компьютер, ноутбук, электронный планшет 7 9 6
Квартира, дом 2 3 5
Абонемент в фитнес-клуб 2 2 5
Электрическая плита, газовая плита, посудомоечная машина 3 4 5
Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат) 3 4 5
Полис добровольного медицинского страхования 2 2 5
Земельный участок 1 1 2
Видеокамера, цифровой фотоаппарат 5 1 2
Дача, загородный дом 0 1 1
Гараж, парковочное место 1 1 1
Спортивный тренажер 1 1 1
Музыкальный центр, аудио-, видеомагнитофон, DVD 2 1 1
Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бума 1 0 1
Долю в строящемся доме* 0 - 1
Не приобретал ничего из перечисленного 39 43 35

* в 2016 г. данный вариант ответа не предлагался

Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг Вы планируете приобрести для себя, своей семьи в 2018-м? (закрытый вопрос, любое число ответов, представлены содержательные ответы респондентов, планировавших приобрести что-либо из приведенного списка, % от всех опрошенных)

Планировали приобрести в 2013 г. Планировали приобрести в 2014 г. Планировали приобрести в 2016 г. Планируют приобрести в 2018 г.
Ремонт в квартире 20 16 14 17
Путевка в турпоездку 16 12 10 15
Автомобиль 9 6 10 10
Плата за обучение (свое или детей) 9 5 3 10
Квартира, дом 8 6 7 9
Мобильный телефон, смартфон 5 4 4 7
Мебельный гарнитур, кухонная мебель 6 4 7 6
Телевизор, домашний кинотеатр 8 4 5 6
Абонемент в фитнес-клуб 4 2 3 5
Электрическая плита, газовая плита, посудомоечная машина 5 2 2 5
Стиральная машина 3 2 4 4
Холодильник 3 3 4 4
Компьютер, ноутбук, электронный планшет 2 2 3 4
Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат) 6 2 2 3
Полис добровольного медицинского страхования 2 1 0 3
Дача, загородный дом 4 3 4 2
Земельный участок 5 2 2 2
Гараж, парковочное место 6 2 2 2
Видеокамера, цифровой фотоаппарат 4 2 1 1
Спортивный тренажер 5 0 1 1
Музыкальный центр, аудио-, видеомагнитофон, DVD 3 1 1 1
Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бума 5 1 0 1
Долю в строящемся доме* - 1 - 1
Не планирую приобретать ничего из перечисленного 31 31 35 34

* в 2013, 2016 гг. данный вариант ответа не предлагался

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: потребительские планы