16.01.2018
Пресс-выпуск № 3555

Что знают школьники о деньгах?

Хотя почти все подростки регулярно получают от родителей деньги на карманные расходы, подавляющее большинство из них нуждается в дополнительных знаниях, так как не обладает в достаточном объеме сведениями об управлении финансами.

МОСКВА, 16 января 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме финансовой грамотности детей, проведенного среди школьников в возрасте от 12 до 17 лет.

Подавляющее большинство опрошенных школьников (87%) получают деньги на карманные расходы (среди 12-14-летних – 84%, среди 15-17-летних – 90%).

Интересно, что подростки разных возрастов, отвечая на вопрос, как бы они хотели распорядиться личными деньгами, демонстрируют общую тенденцию к сбережению (82%), а не потреблению (18%): 51% школьников готовы отложить часть, 31% - всю сумму, и только 18% считают нужным потратить их по своему усмотрению (вопрос задавался о 5000 руб.).

Более того, у 40% опрошенных уже есть сбережения: в обеих возрастных группах сопоставима доля тех, кто обладает накоплениями. Среди школьников от 12 до 14 лет 38% и 43% - от 15 до 17 лет.

Школьники активно используют разные финансовые инструменты: почти треть в группе 15-17-летних (32%) имеют банковскую карту, четверть (24%) – электронный кошелек и 22% - мобильное приложение, позволяющее совершать платежи. Банковская карта (34%), электронный кошелек (19%) и мобильное приложение (19%) лидируют среди категорий платежных средств, которыми школьники хотели бы начать пользоваться.

Умение управлять деньгами - необходимый навык для образованного человека. 22% опрошенных школьников старших классов согласны с этим.

При этом среди 15-17-летних каждый пятый (20%) скорее считает свою осведомленность в финансово-экономической сфере недостаточной и хотел бы получить более обширные познания. В то же время респонденты демонстрируют владение финансово-экономической терминологией: такие понятия, как «кредит», «кредитная карта», «обмен валюты», «мобильный банк», «денежные переводы» знакомы как минимум 50% школьников обеих возрастных групп. Но тем не менее дополнительные сведения в области экономики и финансов опрошенные сочли более важными и нужными, чем углубленное изучение юриспруденции и права, инженерных и технических наук, медицины и фармацевтики.

Дмитрий Климишин, Управляющий директор АО «Издательство «Просвещение»: «Тема исследования, проведенного ВЦИОМ, крайне актуальна и чрезвычайно важна. Очень важно, чтобы выпускники школ, выходя в самостоятельную жизнь, обладали не только теоретическими знаниями, но и навыками, которые пригодятся им во взрослой жизни, в том числе навыками предпринимательской деятельности. Это позволит им быть успешными в бизнесе, если они выберут эту дорогу, или просто вдумчиво рассчитать домашний бюджет. Учитывая этот фактор, Центробанком России и Просвещением выпущен учебно-методический комплекс «Основы финансовой грамотности», который органично интегрируется с процессами, встречающимися школьникам в повседневной жизни и, надеюсь, поможет в познании этой интересной и важной сферы».

Исследование ВЦИОМ проведено по заказу «РИА Новости» в период с 27 ноября по 7 декабря 2017 г. Опрос проведен в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1000 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте от 12 до 17 лет по полу, возрасту, типу населенного пункта. Метод опроса – личное формализованное интервью по месту жительства респондента. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,1%.

В каких сферах Вам хотелось бы получить дополнительные знания во время Вашего обучения в школе? (открытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные

12-14 лет

15-17 лет

Иностранные языки

24

24

23

Спорт

23

25

21

Информатика и кибернетика

17

16

17

Искусство

17

16

17

Психология

16

13

19

Экономика, финансы

15

11

20

Право и юриспруденция

13

11

16

Медицина и фармацевтика

11

11

11

Военное дело

10

10

9

Робототехника

9

9

9

Инженерные и технические науки

9

8

10

Политика

7

5

10

Педагогика

6

6

5

Страноведение

5

4

6

Другое

4

6

3

Затрудняюсь ответить

15

13

17

Какими навыками, по Вашему мнению, должен обладать современный образованный человек, закончивший школу? (открытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные

Письменная грамотность

57

Начитанность

36

Знание иностранных языков

34

Умение планировать свое время и организовать свою работу

32

Навыки устного счета

31

Умение найти информацию по разным темам

28

Умение выступать перед публикой

23

Умение нестандартно/креативно мыслить

23

Умение распоряжаться своими деньгами

22

Умение писать тексты, публикации, заметки

18

Другое

6

Затрудняюсь ответить

10

Представьте, что Вам подарили 5000 рублей. Как Вы с ними поступите? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные

12-14 лет

15-17 лет

Потрачу все деньги на свое усмотрение

18

18

18

Часть денег потрачу, а часть отложу

51

51

51

Все деньги отложу

31

31

31

Какие из перечисленных банковских продуктов/услуг Вы знаете, смогли бы объяснить в чем состоит их суть? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные

12-14 лет

15-17 лет

Кредит

68

63

72

Мобильный банк

62

53

72

Кредитная карта

61

56

67

Обмен валюты

57

50

64

Денежные переводы

57

50

65

Ипотека

54

49

59

Интернет-банк

52

42

62

Текущий счет

45

37

53

Счет / карта для получения стипендий

42

32

54

Дебетовая карта

40

29

52

Депозит, срочный вклад

24

16

33

Аренда банковских сейфов / банковская ячейка / ИБС (индивидуальный банковский сейф)

21

15

28

Брокерский / инвестиционный счет

9

6

13

Не знаю ни одной услуги

8

12

4

Что из перечисленного у Вас есть? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные

12-14 лет

15-17 лет

Карманные деньги

87

84

90

Сбережения/накопления

40

38

43

Школьная карта

23

24

21

Банковская карта, в том числе привязанная к счёту родителей

19

8

32

Электронный кошелек

17

10

24

Мобильное приложение, позволяющее совершать платежи

14

6

22

Другое

0

0

1

Ничего из перечисленного

6

8

3

Чем бы Вы хотели начать пользоваться? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные

12-14 лет

15-17 лет

Банковская карта, в том числе привязанная к счёту родителей

34

37

32

Электронный кошелек

19

20

17

Мобильное приложение, позволяющее совершать платежи

19

18

20

Сбережения/накопления

14

13

14

Карманные деньги

12

14

10

Школьная карта

12

12

11

Банкомат

12

12

11

Платежный терминал

8

8

8

Другое

1

0

1

Ничем из перечисленного

36

33

38

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Финансовое поведение населения; Образование, навыки