ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3555 | 16 Января 2018
Что знают школьники о деньгах?
Хотя почти все подростки регулярно получают от родителей деньги на карманные расходы, подавляющее большинство из них нуждается в дополнительных знаниях, так как не обладает в достаточном объеме сведениями об управлении финансами.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 82% школьников хотели бы начать копить деньги
  • Узнать больше об экономике и финансах в школе желает каждый пятый в возрасте от 15 до 17 лет
  • 22% школьников считают умение распоряжаться деньгами одним из необходимых навыков образованного человека
МОСКВА, 16 января 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме финансовой грамотности детей, проведенного среди школьников в возрасте от 12 до 17 лет.

Подавляющее большинство опрошенных школьников (87%) получают деньги на карманные расходы (среди 12-14-летних – 84%, среди 15-17-летних – 90%).

Интересно, что подростки разных возрастов, отвечая на вопрос, как бы они хотели распорядиться личными деньгами, демонстрируют общую тенденцию к сбережению (82%), а не потреблению (18%): 51% школьников готовы отложить часть, 31% - всю сумму, и только 18% считают нужным потратить их по своему усмотрению (вопрос задавался о 5000 руб.).

Более того, у 40% опрошенных уже есть сбережения: в обеих возрастных группах сопоставима доля тех, кто обладает накоплениями. Среди школьников от 12 до 14 лет 38% и 43% - от 15 до 17 лет.

Школьники активно используют разные финансовые инструменты: почти треть в группе 15-17-летних (32%) имеют банковскую карту, четверть (24%) – электронный кошелек и 22% - мобильное приложение, позволяющее совершать платежи. Банковская карта (34%), электронный кошелек (19%) и мобильное приложение (19%) лидируют среди категорий платежных средств, которыми школьники хотели бы начать пользоваться.

Умение управлять деньгами - необходимый навык для образованного человека. 22% опрошенных школьников старших классов согласны с этим.

При этом среди 15-17-летних каждый пятый (20%) скорее считает свою осведомленность в финансово-экономической сфере недостаточной и хотел бы получить более обширные познания. В то же время респонденты демонстрируют владение финансово-экономической терминологией: такие понятия, как «кредит», «кредитная карта», «обмен валюты», «мобильный банк», «денежные переводы» знакомы как минимум 50% школьников обеих возрастных групп. Но тем не менее дополнительные сведения в области экономики и финансов опрошенные сочли более важными и нужными, чем углубленное изучение юриспруденции и права, инженерных и технических наук, медицины и фармацевтики.    

Дмитрий Климишин, Управляющий директор АО «Издательство «Просвещение»: «Тема исследования, проведенного ВЦИОМ, крайне актуальна и чрезвычайно важна. Очень важно, чтобы выпускники школ, выходя в самостоятельную жизнь, обладали не только теоретическими знаниями, но и навыками, которые пригодятся им во взрослой жизни, в том числе навыками предпринимательской деятельности. Это позволит им быть успешными в бизнесе, если они выберут эту дорогу, или просто вдумчиво рассчитать домашний бюджет. Учитывая этот фактор, Центробанком России и Просвещением выпущен учебно-методический комплекс «Основы финансовой грамотности», который органично интегрируется с процессами, встречающимися школьникам в повседневной жизни и, надеюсь, поможет в познании этой интересной и важной сферы».

Исследование ВЦИОМ проведено по заказу «РИА Новости» в период с 27 ноября по 7 декабря 2017 г. Опрос проведен в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1000 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте от 12 до 17 лет по полу, возрасту, типу населенного пункта. Метод опроса – личное формализованное интервью по месту жительства респондента. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,1%.

В каких сферах Вам хотелось бы получить дополнительные знания во время Вашего обучения в школе? (открытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 12-14 лет 15-17 лет
Иностранные языки 24 24 23
Спорт 23 25 21
Информатика и кибернетика 17 16 17
Искусство 17 16 17
Психология 16 13 19
Экономика, финансы 15 11 20
Право и юриспруденция 13 11 16
Медицина и фармацевтика 11 11 11
Военное дело 10 10 9
Робототехника 9 9 9
Инженерные и технические науки 9 8 10
Политика 7 5 10
Педагогика 6 6 5
Страноведение 5 4 6
Другое 4 6 3
Затрудняюсь ответить 15 13 17

Какими навыками, по Вашему мнению, должен обладать современный образованный человек, закончивший школу? (открытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Письменная грамотность 57
Начитанность 36
Знание иностранных языков 34
Умение планировать свое время и организовать свою работу 32
Навыки устного счета 31
Умение найти информацию по разным темам 28
Умение выступать перед публикой 23
Умение нестандартно/креативно мыслить 23
Умение распоряжаться своими деньгами 22
Умение писать тексты, публикации, заметки 18
Другое 6
Затрудняюсь ответить 10

Представьте, что Вам подарили 5000 рублей. Как Вы с ними поступите? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 12-14 лет 15-17 лет
Потрачу все деньги на свое усмотрение 18 18 18
Часть денег потрачу, а часть отложу 51 51 51
Все деньги отложу 31 31 31

Какие из перечисленных банковских продуктов/услуг Вы знаете, смогли бы объяснить в чем состоит их суть? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 12-14 лет 15-17 лет
Кредит 68 63 72
Мобильный банк 62 53 72
Кредитная карта 61 56 67
Обмен валюты 57 50 64
Денежные переводы 57 50 65
Ипотека 54 49 59
Интернет-банк 52 42 62
Текущий счет 45 37 53
Счет / карта для получения стипендий 42 32 54
Дебетовая карта 40 29 52
Депозит, срочный вклад 24 16 33
Аренда банковских сейфов / банковская ячейка / ИБС (индивидуальный банковский сейф) 21 15 28
Брокерский / инвестиционный счет 9 6 13
Не знаю ни одной услуги 8 12 4

Что из перечисленного у Вас есть? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 12-14 лет 15-17 лет
Карманные деньги 87 84 90
Сбережения/накопления 40 38 43
Школьная карта 23 24 21
Банковская карта, в том числе привязанная к счёту родителей 19 8 32
Электронный кошелек 17 10 24
Мобильное приложение, позволяющее совершать платежи 14 6 22
Другое 0 0 1
Ничего из перечисленного 6 8 3

Чем бы Вы хотели начать пользоваться? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 12-14 лет 15-17 лет
Банковская карта, в том числе привязанная к счёту родителей 34 37 32
Электронный кошелек 19 20 17
Мобильное приложение, позволяющее совершать платежи 19 18 20
Сбережения/накопления 14 13 14
Карманные деньги 12 14 10
Школьная карта 12 12 11
Банкомат 12 12 11
Платежный терминал 8 8 8
Другое 1 0 1
Ничем из перечисленного 36 33 38

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: дети школа финансовая грамотность