ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3524 | 29 Ноября 2017
А на досуге мы танцуем буги-вуги?
Помимо домашнего хозяйства, основными способами проведения досуга для россиян сегодня являются прогулки на природе и встречи с друзьями.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 34% россиян любят проводить свободное время на природе (в 2010 г. – 17%), 26% - за домашним хобби (11%)
  • 43% опрошенных тратят на досуг не более 10% средств семейного бюджета
МОСКВА, 29 ноября 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме досуга россиян.

С годами досуговые практики россиян претерпели значительные изменения. Дом, дача, дети, и раньше занимавшие  свободное время многих россиян (40% в 2005 г., 47% в 2010 г.), сегодня стали еще более актуальными (60% в 2017 г.). Вдвое выросло число любителей отдыха на природе: с 17% в 2010 г. до 34% в 2017 г., домашних хобби (рукоделие, фотография и др.) – с 11% до 26% соответственно. Третью строчку рейтинга вариантов проведения досуга занимают встречи с друзьями (30%). Все больше свободного время тратится на компьютер, интернет-серфинг и т.п. (с 5% в 2005 г. до 21% в 2017 г. – среди 18-24-летних эта доля сегодня составляет 44%). Чтение книг по-прежнему занимает свободное время около четверти граждан (24% в 2010 г., 23% в 2017 г.).

В то же время, телевидение и радио сдают позиции: если еще семь лет назад им посвящали часть своего досуга 63% граждан, то сегодня – 29% (56% в группе людей пенсионного возраста против 8% среди опрошенных от 18 до 24 лет). О том, что любят почитать на досуге газеты и журналы, в 2017 г. сообщили только 9% - против 35% в 2010 г., слушать музыку – 9% - против 22%, смотреть видео – 3% - против 11%. Уже более 10% в качества способа приятного времяпрепровождения выбирают кинотеатры (13% в 2017 г.), спортклубы, спортивные секции (12%).

На проведение досуга большинство россиян как 5 лет назад, так и сегодня, не готово тратить больше 20% от своего семейного бюджета: в 2017 г. 43% опрошенных сообщили, что эта статья расходов не превышает 10% бюджета, 16% респондентов (среди москвичей и петербуржцев – 32%, среди 24-35-летних 23%) тратят от 11% до 20%. Около пятой доли опрошенных (22%) вовсе не расходуют средства на те или иные виды досуговой деятельности (в возрастных группах эта доля уведичивается от 11% среди 18-24-летних до 34% среди 60-летних и старше, в населенных пунктах – от 3% в Москве и Санкт-Петербурге до 29% в селах).  

Данные опроса комментирует аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев: «В последние годы россияне стали тратить меньше свободного времени на деятельность, не предполагающую их активного участия и больше – на активности, требующие высокой вовлеченности (общение с семьей, занятия спортом, пользование интернетом, хобби). Ценность семьи растет – граждане готовы отдавать ей все больше своего времени. Повысилась популярность прогулок на природе, спорта. Это отчасти может быть связано с условной бесплатностью данных видов отдыха, отчасти – с ростом в последние 5 лет интереса россиян к спорту и здоровому образу жизни. С повсеместным распространением компьютеров и смартфонов выросло количество свободного времени, которое россияне тратят на интернет и компьютерные игры. Места высокого искусства (театры, филармонии, музеи) по-прежнему остаются излюбленными лишь для небольшой группы россиян. Большинство опрошенных посещают их время от времени, но не считают своим обычным местом отдыха. Занимать досуг телесмотрением и радиослушанием стали заметно реже. С одной стороны, это может быть связано с ростом распространенности интернета и снижением популярности традиционных СМИ, с другой, - с использованием телевизора, радио как попутной практики: многие россияне включают телевизор в качестве фона для какой-то своей деятельности. Например, для тех же домашних хлопот по хозяйству».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 20-21 ноября 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. В 2005-2012 гг. были проведены квартирные опросы.

Скажите, чем Вы обычно занимаетесь в свободное время? (закрытый вопрос, не более 5-ти ответов, %)

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2010 г. 2017 г.
Занимаюсь домашним хозяйством, детьми, дачей 40 47 51 46 47 60
Провожу время на природе, гуляю 13 14 27 15 17 34
Встречаюсь и общаюсь с друзьями дома или в гостях 23 30 33 33 24 30
Смотрю телевизор, слушаю радиопередачи 45 60 56 60 63 29
Имею хобби и занимаюсь им дома (рукоделие, фотография, моделирование и т.д.) 7 11 12 11 11 26
Читаю книги 21 27 25 27 24 23
Увлекаюсь компьютером, интернетом, играю в компьютерные игры 5 8 12 12 15 21
Посещаю спортклубы, секции, тренировки 5 6 7 5 7 12
Хожу в кинотеатры*** 0 8 0 8 10 13
Посещаю театры*** 0 5 0 6 4 8
Посещаю концерты*** 0 3 0 4 4 6
Посещаю музеи, выставки*** 0 2 0 2 2 0.4
Просто отдыхаю, расслабляюсь 5 24 7 24 21 10
Читаю газеты, журналы 28 39 30 42 35 9
Занимаюсь дополнительно для получения образования, повышения квалификации 3 6 7 4 6 8
Слушаю музыку 12 18 19 24 22 9
Посещаю церковь, другие религиозные собрания 3 5 6 5 6 6
Посещаю кафе, бары, рестораны 7 3 6 5 4 4
Занимаюсь в различных кружках, клубах по интересам (музыкой, танцами и т.д.) 1 2 2 1 2 3
Смотрю видео* 0 10 0 14 11 3
Посещаю дискотеки, ночные клубы, другие развлекательные мероприятия 5 7 5 6 6 1
У меня нет свободного времени** 11 0 10 0 0 0.5
Другое 4 4 4 6 4 5
Затрудняюсь ответить 1 1 2 1 1 0.5

* данный вариант ответа не предлагался в 2005, 2007 гг.;

** данный вариант ответа не предлагался в 2006, 2008, 2010 гг.;

*** в 2005 и 2007 г. эти варианты были представлены как один, в 2005 г. доля - 4%, в 20-7 г. - 7%.

Какую примерно долю Вашего семейного бюджета (доходов) Вы (Ваша семья) тратите на проведение досуга (включая посещение кафе, клубов, кинотеатров, покупку компьютерных игр и т.д.)? (закрытый вопрос, один ответ, %)

2012 г. 2017 г.
0-10% 46 43
11-20% 13 16
21-30% 12 9
31-40% 3 2
41-50% 2 2
51-60% 1 1
61-70% 0 0
71-80% 0 0
81-90% 0 0
91-100% 0 0
Не тратим на досуг деньги 20 22
Затрудняюсь ответить 3 5

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: досуг