ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3522 | 27 Ноября 2017
Школа жизни: время прагматиков?
Три четверти россиян уверены, что детей сегодня необходимо учить навыкам живого общения.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 73% россиян считают, что ПДД должны быть обязательным школьным предметом
  • 75% граждан заявили о необходимости проведения уроков межличностного общения (в реальной жизни, а не в интернет-пространстве)
  • 82% опрошенных согласны с тем мнением, что большинство молодых людей сегодня зависимы от интернета и соцсетей
МОСКВА, 27 ноября 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме введения в школе дополнительных предметов.

Более половины россиян поддержали бы введение в школьную программу такого предмета, как Правила дорожного движения (73% сказали, что он должен быть обязательным). Почти две трети (63%) считают обязательными Основы военной подготовки, около половины (44%) отмечают необходимость  обучения Финансовой грамотности. Если уроки ПДД считаются обязательными, в первую очередь, для самых маленьких (6-9 лет), то основы военной подготовки, - для старшеклассников.

Вместе с тем включенные сегодня в школьный курс Основы религиозных культур и светской этики не кажутся нашим согражданам столь актуальным: две трети опрошенных считают, что входящие в него разделы должны быть дополнительными (на выбор родителей и школьников). Каждый третий (33%) относит к обязательным Национальный язык (в каждой нацреспублике), а преподавать его предлагается преимущественно в начальной и средней школе.

Вопрос о том, где взять время для дополнительных предметов, пока остается открытым. Так, две трети респондентов, обозначивших хотя бы один предмет из списка как обязательный, затруднились назвать предмет, за счет сокращения которого можно было бы ввести новый. Те, кто определился с выбором, чаще всего предлагали «пожертвовать» ИЗО и Музыкой.

Как показывают результаты опроса, в XXI веке нет нужды учить детей общению в соцсетях (скорее они нас научат), а вот с межличностной коммуникацией есть серьезные проблемы. Три четверти россиян (75%) считают, что для школьников нужно проводить специальные уроки по навыкам общения в реальной жизни, 82% говорят, что среди молодежи широко распространена проблема интернет-зависимости, причем представители самой молодой возрастной группы (18-24 года) и родители детей до 17 лет сетуют на нее даже чаще остальных – 91% и 90% соответственно.  

Данные опроса комментирует руководитель департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов: «Запрос к системе общего образования имеет весьма прагматичный характер. И родители школьников, и другие взрослые считают, что детей нужно учить разбираться и решать актуальные вопросы, которые скорее всего пригодятся во взрослой жизни – научиться безопасному поведению на дороге, быть готовым к службе в армии, управлять личными финансами и даже - уметь общаться в двуязычной среде… Предметы, направленные на воспитание духовности в школьной среде, оказались в числе аутсайдеров. Суть сегодняшнего вызова исследователям – выяснить природу скептицизма россиян по отношению к гуманитарным вопросам: является ли он сигналом недоверия школьной системе, либо это уверенность в том, что вопросами воспитания духовности и гражданственности должны заниматься другие институты, либо просто признак прагматизма в обществе, граничащего с цинизмом».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» 18-19 ноября 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Сейчас я перечислю Вам школьные предметы. Некоторые из них уже включены в школьную программу, другие – нет. Как Вы считаете, эти предметы должны быть обязательными к изучению всеми школьниками, либо дополнительными, либо не должны преподаваться в школах? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)

Должен быть обязательным для всех школьников Должен быть дополнительным, на выбор родителей и школьников Не должен преподаваться в школе Затрудняюсь ответить
Правила дорожного движения 73 24 2 1
Основы военной подготовки 63 31 5 1
Финансовая грамотность 44 48 7 1
Нравственные основы семейной жизни 38 49 10 3
Национальный язык в национальных республиках (например, татарский, башкирский и другие) 33 56 8 3
Основы светской этики 21 64 10 5
Основы мировых религиозных культур 16 65 17 2
Основы православной культуры (либо исламской/ иудейской/ буддийской - на выбор) 9 59 29 3

За счет сокращения каких предметов сегодняшней школьной программы можно ввести этот(эти) предмет(-ы) в обязательную школьную программу? (открытый вопрос, не более 3-х ответов, % от тех, кто назвал обязательным хотя бы один из вышеперечисленных предметов)

Все опрошенные
Ничего не сокращать не нужно, эти предметы просто добавить 8
ИЗО 7
Музыка 7
Физическую культуру 5
Технология, домоводство 5
Иностранные языки 3
ОБЖ, БЖД 3
Информатика 1
Обществознание 1
Математика, алгебру, геометрию 1
Черчение 1
Химия 1
Окружающий мир, природоведение 1
Литература 1
Биология 1
Физика 1
География 1
Астрономия 1
МХК 1
Другое 5
Затрудняюсь ответить 67

Для школьников какого возраста следует преподавать эти предметы/ проводить уроки? Вы можете выбрать несколько ответов (закрытый вопрос, любое число ответов по каждой строке, % от тех, кто назвал обязательным или дополнительным соответствующий предмет)

Начальная школа: 6-9 лет Средняя школа: 10-15 лет Старшая школа: 16-18 лет Затрудняюсь ответить
Основы светской этики 22 62 41 2
Основы мировых религиозных культур 20 55 45 4
Основы православной культуры (либо исламской, любой другой на выбор) 34 54 38 4
Нравственные основы семейной жизни 17 52 58 1
Основы военной подготовки 12 48 69 0
Правила дорожного движения 83 48 37 1
Финансовая грамотность 7 42 75 2
Национальный язык в национальных республиках (например, татарский, башкирский и другие) 60 58 41 4

По Вашему мнению, какие из перечисленных уроков следует проводить для школьников, а какие – не следует? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)

Следует проводить в школах Не следует проводить в школах Затрудняюсь ответить
Навыки общения вне интернет-пространства (в реальной жизни) 75 19 6
Защита от травли в Интернете и социальных сетях 65 26 9
Навыки общения в интернете и социальных сетях 42 50 8

Как Вы считаете, следующие явления встречаются среди большинства или меньшинства молодых людей в современной России, либо совсем не встречаются среди молодежи? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)

Встречаются среди большинства молодежи Встречаются среди меньшинства молодежи Не встречаются среди молодежи Затрудняюсь ответить
Зависимость от интернета и социальных сетей 82 12 1 5
Зависимость от компьютерных игр 71 22 1 6
Сложности общения вне интернет-пространства (в реальной жизни) 45 40 6 9

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: предметы школьной программы