14.11.2017
Пресс-выпуск № 3513

Соцопросы: зачем и почему? 

Интерес россиян к данным социологических опросов вырос, доверие к ним - пока нет.

МОСКВА, 14 ноября 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного к Дню социолога в России.

Интерес к опросам общественного мнения, как показывает последнее исследование, вырос. Соответствующий индекс* достиг исторического максимума – 61 п. – с 49 п. в 2016 г., за все годы измерения минимальное значение показателя составляло 39 п. О том, что опросы проводить необходимо, сегодня говорят 90% граждан (в т.ч. 42% - «безусловно») – прирост с 81% в 2016 г. Прежде всего, они сигнализируют власти о наиболее острых проблемах, требующих решения (47%), и выполняют функцию получения общественного мнения (44%). Обратного мнения (что опросы не нужны) придерживаются только 9% россиян.

При этом индекс доверия социологическим данным за два года снизился с 35 п. до 22 п. (минимум за все годы измерений). Негативная динамика наблюдается за счет снижения доли крайне положительных ответов («безусловно отражает» - с 29% до 13%) и роста доли тех, кто выражает слабое недоверие («скорее не отражают» - с 16% до 22%). Суммарное доверие к результатам социсследований при этом в последние 5 лет колеблется на уровне 66-71%, в 2017 г. – 67% (такова суммарная доля респондентов, согласных с тем, что опросы действительно  отражают реальное мнение граждан). Представители молодежных групп (74% среди 18-24-летних) проявляют большее доверие, чем люди преклонного возраста (65% среди 60-летних и старше). Скептически относятся к результатам соцопросов 29% граждан (заметно выше, чем в среднем по выборке, эта доля среди сторонников ЛДПР – 42%).

Данные опроса комментирует руководитель департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов: «Значение точной и своевременной информации о состоянии общества для управления переоценить невозможно. Ее ценность россияне ощущают уже не интуитивно, а все больше на базе собственного опыта. Возможности обратной связи между населением и государством в последние годы расширяются благодаря появлению новых инструментов, прежде всего, электронных – мобильных приложений, официальных сайтов властей и общественных организаций, социальных сетей. Чем больше каналов для обращений, оценок, голосования, тем больше доверия всем каналам обратной связи, в том числе и социологическим опросам. Несмотря на появление альтернативных способов сбора информации, соцопросы остаются незаменимым инструментом анализа общественного мнения благодаря объективности и научности».

*Индекс интереса к социологическим опросам показывает, насколько россиянам интересны социологические опросы. Чем выше значение индекса, тем выше интерес к опросам. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, нужны» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее нужны» коэффициент 0,5, ответу «скорее не нужны» коэффициент -0,5, ответу «безусловно, не нужны» коэффициент -1, ответу «очень плохо» коэффициент 0. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.

**Индекс доверия социологическим опросам показывает, как россияне оценивают точность отражения соцопросами общественного мнения. Чем выше значение индекса, тем выше уверенность в объективности опросов. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, отражают» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее отражают» коэффициент 0,5, ответу «скорее не отражают» коэффициент -0,5, ответу «безусловно, не отражают» коэффициент -1, ответу «очень плохо» коэффициент 0. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 7-9 ноября 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1800 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.  Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

В 2005-2016 гг. были проведены квартирные опросы.

Сегодня довольно часто проводятся опросы населения на различные темы. Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2005 г.

2008 г.

2012 г.

2013 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Безусловно, нужны

38

24

27

23

44

34

42

Скорее нужны

47

52

44

46

40

47

48

Скорее не нужны

7

8

11

10

8

9

7

Безусловно, не нужны

1

2

3

2

4

4

2

Затрудняюсь ответить

7

14

15

19

4

6

1

Индекс*

57

44

41

39

56

49

61

 

Почему Вы так считаете? Можете назвать до пяти ответов (открытый вопрос, не более 5-ти ответов, % от тех, кто считает, что опросы НУЖНЫ)

 

2017 г.

Власть должна знать мнение людей для решения их проблем

47

Необходимо знать общественное мнение, о чем думает народ («будет анализ»; «без общественного мнения никуда»)

44

Возможность высказаться для людей

10

Информация о жизни нашего общества

8

Важны для статистики

4

Контроль за поведением общества

3

Они вызывают интерес

1

Для информирования людей

1

Другое

1

Затрудняюсь ответить

7

 

Почему Вы так считаете? Можете назвать до пяти ответов (открытый вопрос, не более 5-ти ответов, % от тех, кто считает, что опросы НЕ НУЖНЫ)

 

2017 г.

Они бесполезны и не влияют на ситуацию в стране

69

Это пустая формальность, ведь их результаты нужны только для отчетности

13

Не отражают действительную ситуацию

8

Методика проведения опросов не позволяет отразить мнение всего населения

6

Не доверяю их результатам

6

Не все честно отвечают на вопросы

6

Вопросы ограниченные

2

Бестолковая трата денег

1

Занимают много времени

1

Люди не хотят, чтобы их опрашивали

1

Отмывание денег

1

Другое

1

Затрудняюсь ответить

4


Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Безусловно, отражают

25

14

18

18

16

15

29

17

13

Скорее отражают

51

55

49

50

51

51

42

48

54

Скорее не отражают

12

13

16

17

21

15

16

18

22

Безусловно, не отражают

2

2

3

3

4

4

7

6

7

Затрудняюсь ответить

10

16

14

12

8

15

6

11

4

Индекс**

43

33

32

32

27

29

35

26

22

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Наука. Техника. Технологии