ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3504 | 31 Октября 2017
Социальная реклама - против наркомании и насилия в семье
Наркомания и насилие в семье – две наиболее острых проблемы, на борьбу с которыми, по словам россиян, сегодня должна быть направлена социальная реклама.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 36% россиян впервые услышали понятие «социальная реклама в ходе опроса», 16% слышали это понятие ранее, но не могут охарактеризовать
  • Каждый второй опрошенный считает, что социальная реклама в нашей стране должна быть направлена в первую очередь на борьбу с наркоманией и насилием в семье
МОСКВА, 31 октября 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме социальной рекламы.

Номинально с понятием «социальная реклама» россияне в большинстве своем почти не знакомы (либо не слышали о нем ранее, либо не могут определить, что это такое). Среди содержательных ответов чаще всего встречаются такие варианты, как «она побуждает к добрым делам», «для пенсионеров», «это для всех». Каждый второй опрошенный (50%), давший определение социальной рекламы, смог вспомнить виденные им ранее ролики: как правило, они были посвящены темам борьбы с алкоголизмом, курением и наркоманией, безопасности дорожного движения, Пенсионному фонду России.

Вместе с тем 80% россиян согласны с тем, что социальная реклама, как обращающая внимания на важные социальные проблемы, вопросы безопасности и транслирующая определенный образ поведения, необходима. Три четверти граждан (77%) считают, что она выполняет свою функцию (влияет на поведение людей).

Главной проблемной темой (несмотря на заметное снижение актуальности), на борьбу с которой должна быть направлена социальная реклама, как несколько лет назад, так и сегодня, для россиян остается наркомания (в 2011 г. ее называли 68%, в 2017 г. – 50%). Алкоголизм, ранее занимавший вторую строчку рейтинга, сегодня опустился на четвертую (с 60% до 34%). В то же время граждане существенно чаще стали указывать на проблемы борьбы с насилием в семье (с 34% до 49%), соблюдения ПДД (с 14% до 39%), жестокого обращения с животными (с 10% до 20%).  

Данные исследования комментирует аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев: «Россияне достаточно четко разделяют для себя коммерческую рекламу товаров и социальную рекламу пропагандистско-информационного характера. Последнюю они даже не считают рекламой, скорее уж она напоминает о советских агитационных плакатах, т.е. о той самой пропаганде в хорошем смысле слова. И если реклама товаров, часто воспринимающаяся как «впаривание» покупателю ненужного или переоцененного хлама, как правило, воспринимается негативно, то к социальной рекламе наблюдается широко распространённое позитивное отношение. Хотя многие россияне не обращают внимание на соцрекламу, они уверены, что такая агитация нужна, полезна и эффективна. Скорее всего в будущем социальная реклама получит еще большее распространение. Наше общество быстро меняется, возникают новые каналы коммуникации. Школы и семьи сейчас заметно хуже справляются с ролью воспитателей молодежи. Социальная реклама пытается закрыть возникающие «дыры», воспитать тех, кто до сих пор не осознал, каким должен быть «здоровый образ жизни», что можно делать, а что нельзя. Эффективность такой агитации кажется переоцененной, но её необходимость не вызывает сомнения».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» 11-13 октября 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1800 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. В 2011 г. был проведен квартирный опрос.

Вы раньше слышали такие слова – «социальная реклама» - или слышите сейчас в первый раз? Если слышали, то опишите в двух-трех словах, что это такое? (открытый вопрос, не более 3-х ответов, %)

2017 г.
Побуждает к добрым делам / на пользу общества 5
Пенсионный фонд / для пенсионеров / пенсионные накопления 5
Для всех людей / общественная 3
Агитация / призыв к каким-либо действиям / модель поведения 3
Для незащищенных слоев населения (малообеспеченные, пенсионеры и т.д.) 2
Информирование о социальных проектах / вопросах 2
Борьба с курением 2
Госуслуги 2
Благотворительность / деньги на лечение 2
Здоровый образ жизни / спорт / здоровье 2
О проблемах в обществе / о жизни 2
ПДД 1
Помощь людям / населению 1
Помощь детям 1
Банковские услуги 1
Дешевые товары для малообеспеченных слоев граждан 1
Медицина, здравоохранение 1
Некоммерческая реклама (Не продажа, а пропаганда) 1
Скидки / недорогие товары 1
Обычная реклама (товары / услуги) 1
Направлена на улучшение жизни общества 1
Слышал только слово, но подробностей не знаю 16
Впервые слышу о социальной рекламе 36
Другое 6
Затрудняюсь ответить 13

Вы раньше видели или не видели так называемую «социальную рекламу»? (открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто дал то или иное определение социальной рекламы)

2017 г.
Видел и помню, о чем она была 50
Видел, но не помню, о чем она была 13
Никогда не видел 14
Затрудняюсь ответить 23

Если Вы видели раньше социальную рекламу, то назовите два три случая, что она рекламировала? (открытый вопрос, не более 3-х ответов, % от тех, кто видел «социальную рекламу» и помнит её содержание, представлены ответы, названные не менее чем 2% респондентов)

2017 г.
Борьба с алкоголизмом, курением и наркоманией 21
Безопасность дорожного движения 15
Пенсионный фонд России 15
Благотворительные фонды, помощь больным детям 9
Забота о пожилых людях 8
Банки с выгодными условиями 8
Защита детей 6
Помощь людям с ограниченной возможностью 6
Продукты питания, социальные магазины 5
Борьба со СПИДом и ВИЧ 4
Здоровый образ жизни, спорт 4
Не превышать скорость 4
Усыновление детей 3
Реклама семейных ценностей 3
Детские автомобильные кресла 3
Лекарственные средства 3
Выборы 2
Помощь бездомным животным 2
Госуслуги 2
Противопожарные мероприятия 2
Аборты 2
Социальное такси 2
Не мусорить, выбрасывать мусор по категориям 2
Аптеки 2
Материнский капитал 2
Средства контрацепции 2
Ипотека, продажа жилья 2
Воспитание патриотизма 2

Социальная реклама обращает внимание на важные социальные проблемы, вопросы безопасности, и транслирует определенный образ поведения. На Ваш взгляд, социальная реклама нужна или не нужна? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные, 2017 г. 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Да, нужна 80 85 84 84 78 73
Нет, не нужна 16 13 14 12 17 21
Затрудняюсь ответить 4 2 2 4 5 6

По Вашему мнению, социальная реклама, которая обращает внимание на важные социальные проблемы, вопросы безопасности, и транслирует определенный образ поведения, влияет или не влияет на поведение людей? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные, 2017 г. Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники Более 500 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Да, она побуждает их менять свое поведение и отношение к социальным проблемам 77 78 70 80 80 76 77
Нет, не влияет 17 17 17 16 16 18 18
Затрудняюсь ответить 6 5 13 4 4 6 5

Как Вы считаете, на что сегодня прежде всего должна быть направлена социальная реклама в нашей стране? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)

2011 г. 2017 г.
На борьбу с наркоманией 68 50
На борьбу с жестоким обращением с детьми, насилием в семье 34 49
Призывать к ответственному поведению на дорогах, соблюдению ПДД 14 39
На борьбу с алкоголизмом 60 34
На борьбу с коррупцией 33 27
На борьбу с жестоким обращением с животными 10 20
На борьбу с курением 20 20
Призывать к помощи окружающим, благотворительности 8 13
Она не нужна 4 2
Другое 2 6
Затрудняюсь ответить 1 3

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: социальная реклама