21.09.2017
Пресс-выпуск № 3473

Психолог в школе: незваный гость или непременный член учебного коллектива? 

Абсолютное большинство россиян видит необходимость в работе психологов в школах, такие специалисты могут предотвратить многие беды – показывают данные ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник».

МОСКВА, 21 сентября 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в представляет данные исследования об отношении россиян к школьным психологам. 

После недавней трагедии в подмосковной Ивантеевке, где подросток открыл стрельбу из травматического оружия в школе и напал на учительницу, абсолютное большинство россиян высказываются за сохранение в школах ставки психолога (85%) и считают, что он мог бы предотвратить случившееся (76%). Эти доли высоки во всех социальных группах независимо от пола, материального положения и места жительства.

Ответственность за случившееся граждане нашей страны склонны возлагать на семью школьника (48%). Такая точка зрения в большей степени характерна для людей предпенсионного и пенсионного возраста (52-56%), чем для респондентов моложе 45 лет (41-44%). Также одной из главных причин трагедии россияне называют негативное влияние интернета (21%). Среди обеспеченных (15%), молодежи (14% в возрасте 18-24 лет), а также жителей Москвы и Санкт-Петербурга (11%) такое мнение разделяет заметно меньше респондентов. 

Школьные психологи есть далеко не во всех в учебных заведениях: 54% респондентов, имеющих детей и внуков, говорят, что в их учебных заведениях такие специалисты работают, 34% - заявляют об их отсутствии (в селах таких почти половина 48%).  Психологи в школах занимаются диагностикой (50%), консультируют детей и учителей (38%), проводят коррекционные (25%) и просвещающие мероприятия (26%).

Мнение россиян о работе школьного психолога зависит от наличия или отсутствия такого специалиста в учебных заведениях их детей и внуков. Эффективность психологов признает 61% тех, кто видит их работу в школах, а те, кто с ней не знаком, напротив, считают, что психологи бесполезны (58%).

Данные опроса комментирует директор по исследованиям ВЦИОМ Елена Михайлова: «Виновниками инцидента в Ивантеевке чаще называют родителей ребенка, однако предотвращение аналогичных трагедий возможно при наличии соответствующей профессиональной поддержки семей. Многим подросткам бывает непросто самостоятельно справиться с возникающими на этапе активной социализации проблемами. Психологическая диагностика позволяет своевременно выявлять наличие у учащихся предрасположенности к девиантным формам поведения, а проводимая школьными психологами коррекционная работа с подростками, относящимися к «группам риска», является залогом их успешного вхождения во взрослую жизнь. Абсолютное большинство россиян признают важность такой работы, обеспечивающей гармоничное психологическое и духовное развитие детей».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 15-16 сентября 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.  Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

В последние годы идет спор о том, нужны ли в российских школах психологи. Как Вы считаете, надо или не надо сохранять ставку школьного психолога в школах?

 (закрытый вопрос, один ответ)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24

 года

25-34

года

35-44

года

45-59

лет

60 лет и старше

Однозначно да

57

49

63

50

67

61

52

55

Скорее да

28

30

26

43

22

22

30

28

Скорее нет

8

11

6

6

7

8

11

7

Однозначно нет

4

6

3

1

3

5

5

5

Затрудняюсь ответить

3

4

2

0

1

4

2

6

В начале учебного года в подмосковной Ивантеевке произошел трагический случай, связанный с нападением школьника на учительницу и стрельбой из травматического оружия. С Вашей точки зрения, кто в первую очередь виноват в случившемся?

 (закрытый вопрос, один ответ)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Семья

48

41

44

41

56

52

Интернет

21

14

27

25

16

21

Сам школьник

9

22

11

9

7

5

Школа

5

7

4

5

2

6

Государство

4

2

1

5

5

5

СМИ

2

1

1

3

3

1

Другое

7

6

9

8

7

6

Затрудняюсь ответить

4

7

3

4

4

4

Может ли способствовать предотвращению таких случаев наличие в школе психолога?

 (закрытый вопрос, один ответ)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Москва и Санкт-Петербург

Города - миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Скорее да

76

69

81

63

75

70

75

77

83

Скорее нет

21

28

16

29

23

25

23

21

15

Затрудняюсь ответить

3

3

3

8

2

5

2

2

2

Есть ли в той школе, где обучаются Ваши дети/внуки, школьный психолог?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, у кого есть дети)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города - миллионники

500-950

тыс.

100-500

тыс.

До 100

 тыс.

Село

Да

54

41

53

66

60

56

48

Нет

34

33

41

21

27

30

48

Затрудняюсь ответить

12

26

6

13

13

14

4

Какие из перечисленных функций выполняет школьный психолог в том учебном учреждении, где обучаются Ваши дети/внуки?

(закрытый вопрос, не более четырех ответов % от тех, у кого есть дети)

 

Все опрошенные

Психологическая диагностика

50

Консультирование детей и учителей

38

Психологическое просвещение

26

Коррекционные занятия

25

Другое

8

Затрудняюсь ответить

15

С Вашей точки зрения, насколько в целом эффективной можно считать работу школьного психолога с учениками?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, у кого есть дети)

 

Все

опрошенные

Есть школьный психолог

 в  той школе, где обучаются  дети/внуки

Нет школьного психолога

 в  той школе, где обучаются  дети/внуки

Скорее эффективна

60

61

23

Скорее неэффективна

19

18

58

Не знаю, в чем заключается его работа

18

18

19

Затрудняюсь ответить

3

3

0

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Образование, навыки

ВЦИОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ

В своей деятельности ВЦИОМ следует принципам научной объективности и строгости, руководствуясь Кодексом ESOMAR. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров - член ESOMAR.