ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3435 | 07 Августа 2017
Телевидение VS интернет: спор поколений
Дрейф аудитории СМИ в сторону интернета продолжается.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 87% людей в возрасте 60 лет и старше регулярно получают информацию по центральному телевидению, 57% - региональному
  • 81-82% в группе 18-24-летних используют для этого интернет (официальные сайты, соцсети и др.)
МОСКВА, 7 августа 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, какими СМИ россияне пользуются в качестве источников информации.

Чаще всего россияне по-прежнему узнают информацию из телевизора, однако интернет в споре за аудиторию уже вплотную приближается к ТВ. Сегодня более двух третей всех опрошенных (69%) практически постоянно используют в качестве источника новостей и знаний центральное телевидение (снижение с 78% в 2012 г.), еще 44% - региональное (с 52%). Однако высокая популярность поддерживается в основном за счет представителей старшего поколения: так, федеральные каналы часто смотрят 87% в группе 60 лет+ и почти вдвое меньше – 48% – в группе 18-24-летних.

Интернет-ресурсы (официальные сайты) уже превосходят региональное телевидение по частоте обращений к ним, даже по выборке в целом (46%), а среди респондентов от 18 до 24 лет и от 25 до 34 являются наиболее часто используемым источником информации (82% и 59% соответственно). Показатели по социальным сетям и блогам близки к этому: 41% всех опрошенных часто узнает из них необходимые сведения (среди представителей самой молодой возрастной группы – 81%).

Пресса и радио серьезно уступают ТВ и глобальной сети: регулярно обращаются к федеральной печати 25% наших сограждан, к местной – 22% (от показателей пятилетней давности эти значения мало отличаются, чаще других печатные версии газет и журналов читают люди старше 45 лет), к центральному радио – 20%, к местному – 15% (по отношению к 2012 г. серьезной динамики также не наблюдается).

Последнее место в народном рейтинге, как 5 лет назад, так и сегодня занимают зарубежные СМИ: по данным последнего опроса часто обращаются к ним только 9% россиян (по 14% среди 18-24-летних и жителей городов-миллионников, кроме Москвы и Санкт-Петербурга), в 2012 г. в целом по выборке таковых было 6%.

Данные комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Результаты очередного исследования аудитории медиа показывают сохранение двух главных тенденций. Во-первых, продолжает расти роль интернета как все более массового источника информации для всех слоёв и групп российского общества. Во-вторых, телевидение остаётся наиболее массовым и популярным видом СМИ. Ахиллесова пята информационного ТВ в его нынешнем виде - дефицит интереса к нему со стороны самой молодой части аудитории».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 20-24 апреля 2017 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. 

Скажите, как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ по строке, %)

Год/вариант ответа Часто Редко Никогда Затрудняюсь ответить
Центральное телевидение 2017 г. 69 22 9 0
Центральное телевидение 2016 г. 71 23 5 1
Центральное телевидение 2012 г. 78 20 1 1
Интернет – новостные, аналитические, официальные сайты 2017 г. 46 19 33 2
Интернет – новостные, аналитические, официальные сайты 2016 г. 40 24 34 2
Региональное, местное телевидение 2017 г. 44 36 20 0
Региональное, местное телевидение 2016 г. 40 40 19 1
Региональное, местное телевидение 2012 г. 52 36 10 2
Интернет - социальные сети и блоги 2017 г. 41 21 36 2
Интернет - социальные сети и блоги 2016 г. 37 22 40 1
Центральная пресса 2017 г. 25 34 40 1
Центральная пресса 2016 г. 20 36 43 1
Центральная пресса 2012 г. 27 43 28 2
Региональная, местная пресса 2017 г. 22 35 41 2
Региональная, местная пресса 2016 г. 17 38 45 0
Региональная, местная пресса 2012 г. 26 42 30 2
Центральное радио 2017 г. 20 26 52 2
Центральное радио 2016 г. 18 27 53 2
Центральное радио 2012 г. 23 30 44 3
Региональное, местное радио 2017 г. 15 25 57 3
Региональное, местное радио 2016 г. 13 28 56 3
Региональное, местное радио 2012 г. 16 29 51 4
Зарубежные СМИ 2017 г. 9 23 66 2
Зарубежные СМИ 2016 г. 5 21 70 4
Зарубежные СМИ 2012 г. 6 20 68 6

Скажите, как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ, %) 2017 г. 1. Центральное телевидение

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Часто 69 48 56 67 76 87
Редко 22 38 32 20 17 10
Никогда 9 14 12 11 7 2
Затрудняюсь ответить 0 0 0 2 0 1

Скажите, как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ, %) 2017 г. 2. Региональное, местное телевидение

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Часто 44 30 37 39 46 57
Редко 36 45 41 37 35 25
Никогда 20 25 20 22 18 17
Затрудняюсь ответить 0 0 2 2 1 1

Скажите, как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ, %) 2017 г. 3. Центральная пресса

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Часто 25 17 16 22 29 34
Редко 34 41 42 39 33 20
Никогда 40 41 38 39 37 44
Затрудняюсь ответить 1 1 4 0 1 2

Скажите, как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ, %) 2017 г. 4. Региональная, местная пресса

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Часто 22 14 17 17 26 32
Редко 35 40 40 35 36 25
Никогда 41 45 40 46 38 41
Затрудняюсь ответить 2 1 3 2 0 2

Скажите, как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ, %) 2017 г. 5. Центральное радио

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Часто 20 16 19 20 21 22
Редко 26 39 34 28 23 12
Никогда 52 43 46 50 54 63
Затрудняюсь ответить 2 2 1 2 2 3

Скажите, как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ, %) 2017 г. 6. Региональное, местное радио

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Часто 15 12 16 17 15 17
Редко 25 41 31 26 24 13
Никогда 57 46 51 56 59 67
Затрудняюсь ответить 3 1 2 1 2 3

Скажите, как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ, %) 2017 г. 7. Зарубежные СМИ

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Часто 9 14 7 7 9 9
Редко 23 38 31 26 20 10
Никогда 66 47 60 65 69 79
Затрудняюсь ответить 2 1 2 2 2 2

Скажите, как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ, %) 2017 г. 8. Интернет – новостные, аналитические, официальные сайты

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Часто 46 82 59 56 38 15
Редко 19 12 22 22 23 12
Никогда 33 5 17 21 37 70
Затрудняюсь ответить 2 1 2 1 2 3

Скажите, как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ, %) 2017 г. 9. Интернет - социальные сети и блоги

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Часто 41 81 57 51 29 12
Редко 21 15 25 25 26 10
Никогда 36 4 16 23 43 74
Затрудняюсь ответить 2 0 2 1 2 4

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: СМИ