29.06.2017
Пресс-выпуск № 3407

Потребительские возможности россиян: мониторинг 

Материальное благосостояние россиян пока не вернулось на докризисный уровень. 10% опрошенных денег не хватает даже на продукты.

МОСКВА, 29 июня 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные мониторингового исследования, посвященного изучению потребительских возможностей россиян.

Потребительские возможности россиян после пиковых значений, фиксировавшихся в 2014 г., резко снизились и пока не могут выйти на прежний уровень.

Более 80% россиян считают бедными тех, кому едва хватает средств на еду или одежду. Эта группа бедных в мае 2017 г. составила 39% (среди людей пенсионного возраста – 54%, среди жителей сельской местности – 46%): в т.ч. 10% респондентов отметили, что для них затруднительна даже покупка продуктов, 29% - что им едва хватает денег на одежду. За аналогичные периоды последних лет выше эта суммарная доля была только в мае 2009 г. (41%), а минимум был зафиксирован в мае 2014 г. (19%).

На уровне минимальных значений, в сравнении с данными майских опросов прошлых лет, находится и доля респондентов, для кого приобретение продуктов или одежды не составляет проблемы, тогда как покупка крупной бытовой техники и мебели затруднительна (41% в 2017 г., 40% в 2016 г.). Позволить себе большее сегодня могут, по их словам, 17% опрошенных (среди 18-24-летних – 25%, среди москвичей и петербуржцев – 33%).

Данные исследования комментирует ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Результаты опросов подтверждают то, что мы знаем из данных статистики: материальное положение россиян за годы кризиса значительно ухудшилось. В настоящее время положение в этой области приблизилось к ситуации 2009 года - наихудшего года предыдущего кризиса. Вместе с тем, другие наши исследования показывают, что общественный оптимизм, уверенность в скором преодолении кризиса растет. Эти изменения хорошо согласуются с динамикой ключевых макроэкономических показателей: ВВП, индексом промпроизводства и др. Получается, что наши соотечественники мыслят намного более трезво, чем принято считать в некоторых кругах: о ситуации в экономике они судят не по сиюминутному материальному положению своей собственной семьи, а принимая во внимание более широкий круг факторов. Весьма примечательный вывод, имеющий далеко идущие политические последствия».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 25-29 мая 2017 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Я зачитаю характеристики групп. Скажите, какая в большей степени соответствует Вашему положению?* (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, за 2008-2016 гг. представлены среднемесячные значения)

 

Май 2008

Май 2009

Май 2010

Май 2011

Май 2012

Май 2013

Май 2014

Май 2015

Май 2016

Май 2017

Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты

8

10

8

7

5

4

3

7

9

10

На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна

25

31

28

28

22

20

16

24

30

29

Денег хватает на продукты и одежду, но покупка холодильника, телевизора, мебели – для нас проблема

48

44

50

51

50

53

56

44

40

41

Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на большее денег нет

16

12

12

12

21

20

23

22

15

14

Мы можем без труда купить автомобиль, но на большее – квартиру, дачу - денег нет; Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу и многое другое

1

0

0

1

1

1

2

2

4

3

Затрудняюсь ответить

2

3

2

1

1

2

0

1

2

3

* В 2008-2009 гг. вопрос звучал «К какой из следующих групп населения Вы скорее могли бы себя отнести?»

Я зачитаю характеристики групп. Скажите, какая в большей степени соответствует Вашему положению? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Май 2017 г.

 

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты

10

4

8

12

10

12

На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна

29

20

20

27

30

42

Денег хватает на продукты и одежду, но покупка холодильника, телевизора, мебели – для нас проблема

41

46

48

41

42

33

Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на большее денег нет

14

20

17

13

13

10

Мы можем без труда купить автомобиль, но на большее – квартиру, дачу - денег нет; Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу и многое другое

3

5

6

3

3

1

Затрудняюсь ответить

3

3

5

1

4

2

               

Я зачитаю характеристики групп. Скажите, какая в большей степени соответствует Вашему положению? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Май 2017 г.

 

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

Более 500 тыс. жителей

100–500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты

10

4

12

9

8

12

11

На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна

29

19

22

31

31

27

35

Денег хватает на продукты и одежду, но покупка холодильника, телевизора, мебели – для нас проблема

41

40

49

36

43

40

41

Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на большее денег нет

14

26

15

18

10

13

11

Мы можем без труда купить автомобиль, но на большее – квартиру, дачу - денег нет; Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу и многое другое

3

7

2

2

4

4

2

Затрудняюсь ответить

3

4

0

4

4

4

0

                 

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Потребительское поведение

ВЦИОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ

В своей деятельности ВЦИОМ следует принципам научной объективности и строгости, руководствуясь Кодексом ESOMAR. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров - член ESOMAR.