ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3384 | 30 Мая 2017
Госрегулирование продовольственного рынка: за и против
Россияне не готовы мириться со снижением качества продуктов ради понижения цен, показывают данные ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник».

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 82% населения не поддерживает ограничение работы супермаркетов в выходные дни
  • 14% опрошенных выступают за государственное ограничение цен
МОСКВА, 30 мая 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования об отношении россиян к государственному регулированию продовольственного рынка.

Идею ограничения работы супермаркетов в будни и выходные дни поддерживают 15% россиян, чаще это мнение разделяют респонденты в возрасте 60 лет и старше (26%). Большинство граждан (82%), однако, относятся к предложению отрицательно, 68% считают, что такое решение государства создаст для них массу неудобств (далеко идти, невозможность купить что-то вечером, отсутствие широкого ассортимента в маленьких магазинах), а 39% полагают, что ограничение конкуренции приведет к росту цен в маленьких магазинах и на продуктовых рынках.

По вопросу ограничения государством цен на продукты первой необходимости в качестве инструмента помощи малообеспеченным у россиян нет единого мнения: 14% считают наиболее эффективным государственное регулирование, 32% выступают за комплекс административных и рыночных мер, 50% не считают государственное ограничение цен эффективным и выступают за иные меры поддержки.

Среди населения существуют определенные опасения, связанные с государственным ограничением цен на продукты первой необходимости. Так 55% опрошенных считают, что такие меры приведут к сокращению количества магазинов, 28% респондентов – к дефициту продукции, спекуляциям и перебоям с поставками. В то, что цены снизятся, а качество жизни людей улучшится, верят 25%.

При этом подавляющее число россиян не готовы мириться с падением качества своей жизни ради снижения цен. Так, 88% россиян не согласны на снижение качества продуктов ради установления более низких цен на продукты первой необходимости. За высокое качество обслуживания и широкий ассортимент готовы платить больше 83% и 80% респондентов соответственно. 73% опрошенных не готовы ради более низких цен мириться с дефицитом продуктов первой необходимости, 56% - с сокращением числа магазинов. Для трех четвертей (75%) покупка на товарных базах и загородных рынках не является приемлемым способом экономии.

Ключевую роль государства в регулировании продовольственного рынка население видит в поддержке национального производителя и развитии фермерства (58% и 43% соответственно), а также в контроле за качеством продукции (53%). Фактор качества одинаково важен для всех респондентов вне зависимости от возрастной категории. О роли государства в обеспечении доступности продуктов и низких цен для малообеспеченных категорий граждан говорят 27% опрошенных, о поддержке как крупных, так и небольших производителей – 20%. По мнению 12% респондентов, государство должно обеспечивать конкуренцию между торговыми сетями.

В целом за прошедший год 67% населения стали в той или иной степени экономить на продуктах, в т.ч. 27% - существенно. Чаще чем в среднем по выборке значительно экономят респонденты пенсионного возраста (34%), жители крупных городов (34%).

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в презентации.

Данные исследования комментирует руководитель практики социального моделирования и прогнозирования ВЦИОМ Юлия Баскакова: «За годы рыночной экономики российский потребитель привык к определённому уровню комфорта при покупке товаров, в том числе, продовольствия. В первую очередь, это шаговая доступность магазинов и возможность выбирать из широкого ассортимента товаров на любой вкус и кошелёк. Всей душой переживая за отечественного производителя, радея за качество товаров и поддерживая развитие фермерства, россияне не готовы платить за это своим комфортом и мириться с сокращением привычного ассортимента и снижением его доступности. Идеи ограничительных мер со стороны государства поддержкой не пользуются: их негативные последствия для большинства вполне очевидны, а для старших поколений – и памятны. Востребованы адресные гибкие формы помощи малоимущим, позволяющие реализовать запрос на государственную поддержку без усиления регулирования рынка».

Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 14-15 апреля 2017 г. по заказу ЦСП «Платформа». В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.  Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. 

Сейчас обсуждается идея ограничения работы супермаркетов в будние дни до 21-00, в субботу – до 16-00, а в воскресенье крупные магазины должны быть закрыты весь день. Как Вы относитесь к подобного рода ограничениям? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Положительно, скорее положительно 15 14 12 8 11 26
Отрицательно, скорее отрицательно 82 86 85 89 85 69
Мне все равно 2 0 3 2 3 3
Затрудняюсь ответить 1 0 0 1 1 2

Какое мнение вы разделяете в наибольшей степени: ограничение работы крупных магазинов в выходные дни..? (закрытый вопрос, не более 2-х ответов, %)

Все опрошенные
Создаст массу неудобств для меня, как для потребителя (далеко идти, отсутствие возможности что-то купить вечером, отсутствие широкого ассортимента в маленьких магазинах) 68
Вызовет рост цен в маленьких магазинах и на продуктовых рынках из-за отсутствия конкуренции 39
Поможет развитию малого и среднего бизнеса в сфере торговли 12
Поможет развитию фермерства 12
Затрудняюсь ответить 11

Отношение населения к мерам поддержки малообеспеченных граждан (% от всех опрошенных)

Все опрошенные
Сторонники государственного ограничения цен 14
Сторонники иных мер (предоставление магазинами более широких скидок, проведение акций по снижению цен на продукты первой необходимости; государственные доплаты на продукты для малообеспеченных; специальные скидки в магазинах для пенсионеров) 50
Считают необходимым смешанные меры (государственное ограничение цен и иные меры) 32
Затрудняюсь ответить 4

Сейчас обсуждается идея государственного ограничения цен на продукты питания. Если эта идея будет принята, к каким последствиям это приведет в первую очередь? (закрытый вопрос, не более 2-х ответов, %)

Все опрошенные
Закроется часть магазинов, потому что станет невыгодно торговать 55
К дефициту продуктов и спекуляции, перебоям с поставками 28
Цены станут ниже, а уровень жизни таких людей как я более высоким 25
К повышению доходов производителей продовольствия 12
Ничего не изменится 1
Затрудняюсь ответить 14

Готовы ли вы ради сокращения цен на продукты первой необходимости мириться ..? (закрытый вопрос, один ответ по строке, %)

Да, скорее да Нет, скорее нет Затрудняюсь ответить
С сокращением числа магазинов 40 56 4
С сокращением ассортимента дешевых продуктов первой необходимости 24 73 3
С необходимостью ездить за продуктами на товарные базы, на загородные рынки 22 75 3
С дефицитом ряда продуктов первой необходимости 19 80 1
С низким качеством обслуживания 16 83 1
Со снижением качества продуктов 11 88 1

Что должно обеспечивать государство, регулируя продовольственный рынок? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)

Все опрошенные
Поддержу российского производителя 58
Контроль за качеством продовольствия 53
Развитие фермерства 43
Доступность продуктов, низкие цены для малообеспеченных слоев населения 27
Поддержку как крупных, так и небольших производителей 20
Конкуренцию между торговыми структурами 12
Другое 3
Затрудняюсь ответить 2

Стали ли Вы/Ваша семья за последний год больше экономить на продуктах? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники Более 500 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Да, существенно экономим на продуктах 27 26 28 34 20 27 29
Да, экономим на продуктах, но незначительно 40 48 37 42 39 43 36
Нет, не экономим на продуктах 32 24 33 24 41 29 35
Затрудняюсь ответить 1 2 2 0 0 1 0

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: продовольственный рынок госрегулирование