19.05.2017
Пресс-выпуск № 3377

Навстречу "Ночи музеев-2017

Всероссийская акция «Ночь музеев» с каждым годом приобретает все большую популярность. По данным ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», в нынешнем году стать ее участником может каждый пятый россиянин.

МОСКВА, 19 мая 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о популярности музеев и ежегодной акции «Ночь музеев» в нашей стране.

Доля посетителей музеев в нашей стране в целом высока: 89%, однако эти посещения выставок и экспозиций зачастую относятся к давнему времени: так, 52% были в музее более двух лет назад, 16% - один-два года назад. В течение года в музее побывал 21% россиян, в т.ч. 10% - в последние 2-3 месяца (заметно выше эта доля среди москвичей и петербуржцев – среди них не более трех месяцев назад в музее были 20%, а также среди 35-44-летних – 15%). Каждый десятый (11%) признался, что никогда не был в музее.

Наибольшей популярностью среди посетителей пользуются краеведческие (при последнем посещении в них побывал каждый третий – 33%) и исторические (28%) музеи. Реже бывали в художественных (19%), технических (7%) и иных типах музейных комплексов. Подавляющее большинство (85%) тех, кто когда-либо бывал в музее, выразили стремление посещать музеи чаще.

Всероссийская акция «Ночь музеев» с каждым годом приобретает в нашей стране все большую известность и вовлекает новых участников. Так, если в 2012 г. об акции слышали менее половины россиян (42%), то в 2017 г. – уже 64%. Впервые посетить одно из мероприятий акции в этом году планируют 13% наших сограждан, еще 7% собираются принять участие в «Ночи музеев» уже не в первый раз. В группе молодежи (27% среди 18-24-летних) среди жителей обеих столиц (29%) доля потенциальных участников акции заметно выше в сравнении с людьми преклонного возраста (14% от 60 лет и старше) и селянами (10%).

Компания «Медиалогия» проанализировала упоминаемость в соцмедиа московских площадок, участвующих в акции «Ночь музеев-2017».  За прошедшую неделю пользователи соцсетей больше всего писали о программе в саду «Эрмитаж» (более 1 тыс. упоминаний). На один день сад «Эрмитаж» станет площадкой образовательного фестиваля «Открытые лекции». Послы московских музеев прочитают свои лучшие лекции на самые разные темы: от аудиовизуального искусства до физиологии памяти. Также в ТОП-5 рейтинга вошли Исторический музей, Третьяковская галерея, Центральный Манеж и усадьба «Царицыно».

Данные комментирует директор по исследованиям ВЦИОМ Елена Михайлова: «Музеи играют важные функции - формирования ценностных ориентаций, преодоления дистанции между разными народами и культурами. Наиболее высок интерес к краеведческим и историческим музеям – хранителям наследия и трансляторам традиций, обеспечивающим преемственность культуры. Акция «Ночь музеев» стала одним из привычных и ожидаемых событий для многих россиян, и с каждым годом все больше из них планирует принять в ней участие. В рамках акции россияне получают возможность познакомиться с современным, модернизированным музейным пространством, что формирует установку на последующее посещение экспозиций. Сам факт проведения акции в условиях высокой динамики современной жизни выступает дополнительным стимулом для посещения музеев и выставок теми, кто длительное время откладывал такой визит».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 12-13 мая 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.  Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

В 2008-2016 гг. были проведены квартирные опросы.

Мониторинг и анализ публикаций в соцмедиа проведен компанией «Медиалогия». В исследовании анализировались упоминания московских площадок на Facebook, Twitter, Вконтакте, ОК, Instagram, LiveJournal, форумах и блогах. Было проанализировано более 20 тыс. сообщений. Период исследования: 10–17 мая 2017 года.

Когда в последний раз Вы были в музее? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2008 г.

2009 г.

2014 г.

2015 г.

2017 г.

Несколько лет назад

50

52

51

51

52

Год-два назад

13

11

18

18

16

В течение последнего года

5

4

7

7

6

Полгода назад

4

3

5

4

5

В течение последних 2-3-х месяцев

7

5

8

9

10

Никогда не был в музее

14

20

7

7

11

Затрудняюсь ответить

7

5

4

4

0

            К какому типу относился этот музей? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто бывал в музеях)

 

Все опрошенные

Мужчины

Женщины

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Краеведческий

33

32

34

22

31

38

35

35

Исторический

28

31

25

35

30

32

24

25

Художественный (в том числе картинные галереи)

19

14

24

23

14

11

22

26

Технический (авиационный, памятники техники и т.д.)

7

10

4

6

10

6

9

2

Естественнонаучный (ботанический, геологический и т.д.)

5

4

5

6

5

6

3

5

Литературный (посвященный писателям и поэтам)

2

2

3

4

6

1

1

1

Другое

4

5

3

4

4

5

4

4

Затрудняюсь ответить, не помню

2

2

2

0

0

1

2

2

Хотели бы Вы чаще посещать выставки, музеи или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто бывал в музеях)

 

Все опрошенные

Мужчины

Женщины

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее да

85

80

89

91

85

90

86

78

Скорее нет

14

19

10

9

13

10

14

21

Затрудняюсь ответить

1

1

1

0

2

0

0

1

В мае по всему миру пройдет очередная акция «Ночь музеев», участники которой смогут посетить специально подготовленные музеями программы в вечернее и ночное время. Главная цель акции – продемонстрировать возможности современных музеев, привлечь молодежь. Вы лично слышали или не слышали об этой акции? Если да, то планируете принять в ней участие в этом году или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2012 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Слышал и впервые планирую принять в ней участие

7

8

8

12

13

Слышал, буду участвовать в ней уже не в первый раз

3

5

6

5

7

Слышал, раньше участвовал, но в этом году не планирую

5

6

9

7

6

Слышал, раньше не участвовал и в этом году не планирую

27

32

31

34

38

Впервые слышу о такой акции

56

48

43

40

35

Затрудняюсь ответить

2

1

3

2

1

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов системы «Медиалогия» в СМИ должна быть указана ссылка на компанию «Медиалогия».

Тематические разделы: Литература и искусство; Досуг

ВЦИОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ

В своей деятельности ВЦИОМ следует принципам научной объективности и строгости, руководствуясь Кодексом ESOMAR. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров - член ESOMAR.