03.05.2017
Пресс-выпуск № 3367
Интернет против телевидения: битва продолжается

За три последних года доля россиян, назвавших главным источником информации ТВ, снизилась с 60% до 52%.

МОСКВА, 3 мая 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, к каким СМИ россияне чаще всего обращаются за новостями о событиях в стране и мире, информации из каких источников доверяют больше.

Главным источником новостей о событиях в стране для большинства наших сограждан остается телевидение, однако его популярность со временем снижается (62% в 2015 г., 52% в 2017 г.). Радио и газеты называют существенно реже (3% и 4% участников опроса соответственно). Одновременно растет популярность интернета (включая информационные сайты, социальные сети и блоги), который сегодня используют для поиска новостных материалов 32% всех опрошенных (в 2015 г. – 22%). Уже сегодня для молодежи сеть является главным источником новостей для 65% 18-24-летних, 50% 25-34-летних.

В рейтинге доверия средствам массовой информации лидером пока остается центральное телевидение, однако тенденция складывается не в его пользу. Индекс доверия* центральному телевидению сегодня составляет 42 п., при диапазоне от -100 до 100 п. (для сравнения, в 2012 г. – 58 п.). Семь из десяти россиян (70%) выражает доверие этому виду СМИ. Показатель регионального ТВ ниже (34 п.), доля респондентов, давших положительные ответы, составляет 63%. Другие же СМИ вызывают доверие менее чем у половины опрошенных, а абсолютным аутсайдером являются зарубежные телепередачи, газеты, журналы и т.д. – индекс доверия к ним более пяти лет держится в области отрицательных значений (-43 п.).

В случае появления противоречивой информации о каком-либо событии в различных СМИ, чаще россияне поверят телевидению (46%) хотя эта доля снизилась с 60% в 2013 г. Предпочтение сайтам и блогам в этом вопросе отдаст четверть опрошенных (25%). В то же время таким традиционным средствам массовой информации, как радио (2%) и газеты (2%) респонденты готовы довериться не столь охотно, как «сарафанному радио» (11%).

Объективность освещения информации, по мнению населения, зависит от тематики: более половины граждан считают скорее непредвзятыми новостные материалы о природных катаклизмах (70%), а также деятельности главы государства (55%) и положения России на мировой арене (51%), значительно реже верят в объективность при освещении положения дел в экономике, деятельности оппозиции и других тем.

Данные комментирует директор по исследованиям ВЦИОМ Елена Михайлова: «Телевидение продолжает оставаться основным источником новостных сообщений. Несмотря на активное проникновение интернета и рост популярности социальных сетей, транслируемые по телевидению сюжеты об актуальных событиях вызывают наибольшее доверие. Информация, которая сопровождается видеорядом, задействует разные органы чувств, такой формат дает возможность зрителям не только убедиться в достоверности новости, но и более глубоко погрузиться в проблематику, самостоятельно интерпретировать увиденное. Телевидение воспринимается как СМИ с высокой ответственностью, в то время как Интернет-ресурсы и социальные сети сегодня дают излишне мозаичную, неструктурированную картину. Ориентироваться в новостном потоке интернет-сообщений гораздо сложнее, а противоречивость получаемой в интернете информации вызывает сомнение в ее достоверности»

*Индекс доверия СМИ показывает уровень доверия россиян разным видам СМИ. Чем выше значение индекса, тем выше доверие. Индекс строится на основе вопроса "Доверяете ли Вы следующим средствам массовой информации?" как разность положительных и отрицательных ответов. Индекс может меняться в диапазоне от -100 до 100 пунктов.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 20-24 апреля 2017 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Что для Вас служит главным источником новостей о событиях в стране?

(Закрытый вопрос, один ответ, %)


2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Телевидение

60

62

57

52

Интернет – новостные, аналитические, официальные сайты

23

16

16

18

Интернет – социальные сети, блоги*

-

6

11

14

Разговоры с людьми

4

5

6

8

Газеты

7

3

3

4

Радио

5

4

3

3

Журналы

0

0

1

0

Ничего из перечисленного

1

4

3

1

* В 2014 г. данный вариант ответа не предлагался

Доверяете ли Вы следующим средствам массовой информации?

(Закрытый вопрос, один ответ, индекс доверия СМИ, в пунктах)


2007 г.

2012 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Центральному телевидению

53

58

53

52

42

Региональному, местному телевидению

36

51

40

37

34

Центральной прессе

36

27

22

12

11

Новостным, аналитическим, официальным сайтам в Интернете*

-

-

7

9

11

Региональной, местной прессе

24

24

18

7

11

Центральному радио

33

22

30

7

9

Региональному, местному радио

20

11

21

3

4

Социальным сетям и блогам в Интернете*

-

-

-12

-4

-2

Зарубежным СМИ

21

-22

-56

-42

-43

* В 2007, 2012 гг. данные варианты ответов не предлагались

Доверяете ли Вы следующим средствам массовой информации?

(Закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, % от всех опрошенных в 2017 г.)


Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

Затрудняюсь ответить

Центральному телевидению

35

35

14

14

2

Региональному, местному телевидению

31

32

13

16

8

Центральной прессе

22

27

16

22

13

Региональной, местной прессе

22

27

15

23

13

Центральному радио

20

22

11

22

25

Новостным, аналитическим, официальным сайтам в Интернете

19

26

12

22

21

Региональному, местному радио

17

22

11

24

26

Социальным сетям и блогам в Интернете

17

22

16

25

20

Зарубежным СМИ

7

9

17

42

25

Если об одном и том же событии радио, телевидение, журналы, газеты и интернет говорят по-разному, сообщают противоречивые сведения, то какому источнику Вы скорее всего поверите больше?

(Закрытый вопрос, один ответ, %)


2013 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Телевидение

60

55

53

46

Интернет – новостные, аналитические, официальные сайты

22

13

15

15

Разговоры с людьми*

-

8

7

11

Интернет – социальные сети, блоги*

-

5

7

10

Газеты

6

4

3

2

Радио

4

3

2

2

Журналы

1

1

0

0

Затрудняюсь ответить, ничего из перечисленного

7

11

13

14

* в 2013 г. данные варианты ответов не предлагались

Как Вы думаете, следующие события российские средства массовой информации освещают скорее объективно, скорее приукрашивая действительность или скорее показывают события хуже, чем они есть?

(Закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)



Скорее приукрашивают действительность

Скорее показывают события объективно

Скорее показывают события хуже, чем они есть

Затрудняюсь ответить

Наводнения, землетрясения, пожары, другие стихийные бедствия

IV.2017

14

70

9

7

I.2016

14

72

7

7

V.2015

14

71

7

8

Деятельность президента

IV.2017

33

55

4

8

I.2016

27

62

3

9

Положение России на международной арене

IV.2017

31

51

5

12

I.2016

27

53

6

14

V.2015

23

53

8

16

События на Украине

IV.2017

28

40

22

10

I.2016

27

48

14

11

V.2015

21

51

17

11

Деятельность других органов власти

IV.2017

42

39

6

13

I.2016

38

42

4

15

V.2015

49

38

4

10

Деятельность оппозиции

IV.2017

22

34

19

24

I.2016

17

38

14

31

V.2015

23

35

20

22

Положение дел в экономике страны

IV.2017

50

31

8

10

I.2016

43

38

7

13

V.2015

44

36

8

12

Обращаем Ваше внимание: при использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна!
Тематические разделы: Телевидение; Интернет