ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3253 | 28 Ноября 2016
Инфляция в России: мониторинг
В октябре россияне ощутили заметный скачок цен на плодоовощные культуры.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Среди продуктов наиболее ощутимым в октябре, по сравнению с сентябрем, стало подорожание овощей и фруктов
МОСКВА, 28 ноября 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров.

В октябре по отношению к сентябрю индексы роста цен на основные продукты и услуги практически не изменились, исключение - овощи и фрукты – по ним зафиксирован существенный рост показателя. При этом год назад темп инфляции, по оценкам россиян, занимающихся покупками продуктов, был намного выше.

Помимо овощей и фруктов (рост цен на них в последний месяц-два отметили 65%, в т.ч. 25% - существенный), ощутимым стало подорожание мяса и мясопродуктов (об этом сказали 66%).  Индекс роста цен* по данным продуктам в октябре с.г. составил 43 п. и 45 п. (против, соответственно, 59 и 60 п. в октябре 2015 г.), при диапазоне от -100 до 100 п. Большинство покупателей отметили также подорожание молочной продукции (63%, индекс 39 п.), хлебобулочных изделий (52%, индекс 30 п.).

Чуть менее половины респондентов, приобретающих продукты, заметили рост ценников на сахар (48%), крупы и макароны (47%) – показатели восприятия инфляции по ним равны 28 п. При этом 32% и 41%, соответственно, считают, что ценники остались на прежнем уровне.

Подорожание коммунальных платежей ощутили 67% – рассчитываемый показатель по ним 49 п., что, однако, заметно ниже, чем год назад (81%, 64 п.). Повышение цен на бензин заметил каждый второй (50%, индекс – 35 п.). Расходы на проезд в общественном транспорте по-прежнему остаются наиболее постоянной, среди прочих, статьей расходов: о повышении цен на них сказали только 29%, тогда как 51% не отмечают изменений в сумме оплаты (индекс – 20 п.).

Данные комментирует эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Инфляция в РФ снижается даже более высокими темпами, чем ожидалось: по итогам года она, вероятнее всего, окажется ниже 6%. Общественное сознание вполне адекватно отражает этот процесс. Некоторый всплеск воспринимаемой инфляции по отдельным товарным группам носит сезонный характер. Переломить общую положительную тенденцию данное явление не может».

*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как сумма ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу "цены значительно снизились" присваивается коэффициент (-1), ответу "цены снизились, но незначительно" коэффициент (-0,5), ответу "цены выросли, но незначительно" 0,5, ответу "цены значительно выросли" 1, ответу "цены не изменились" 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция, по мнению россиян.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ 29-30 октября 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто занимается покупкой продуктов (73%)) 1. Коммунальные платежи

X.15 X.16
Цены значительно снизились 0 0
Цены снизились, но незначительно 0 0
Цены не изменились 15 24
Цены выросли, но незначительно 33 35
Цены значительно выросли 48 32
Затрудняюсь ответить 4 9
Индекс* 64 49

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто занимается покупкой продуктов (73%)) 2. Мясо и мясопродукты

X.15 X.16
Цены значительно снизились 0 0
Цены снизились, но незначительно 1 1
Цены не изменились 13 21
Цены выросли, но незначительно 37 41
Цены значительно выросли 42 25
Затрудняюсь ответить 7 12
Индекс* 60 45

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто занимается покупкой продуктов (73%)) 3. Бензин

X.15 X.16
Цены значительно снизились 0 0
Цены снизились, но незначительно 0 0
Цены не изменились 9 13
Цены выросли, но незначительно 25 29
Цены значительно выросли 36 21
Затрудняюсь ответить 30 37
Индекс* 49 35

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто занимается покупкой продуктов (73%)) 4. Молочные продукты

X.15 X.16
Цены значительно снизились 0 0
Цены снизились, но незначительно 1 1
Цены не изменились 19 29
Цены выросли, но незначительно 45 47
Цены значительно выросли 29 16
Затрудняюсь ответить 6 7
Индекс* 51 39

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто занимается покупкой продуктов (73%)) 5. Хлебобулочные изделия

X.15 X.16
Цены значительно снизились 0 0
Цены снизились, но незначительно 1 1
Цены не изменились 29 42
Цены выросли, но незначительно 46 41
Цены значительно выросли 21 11
Затрудняюсь ответить 3 5
Индекс* 43 30

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто занимается покупкой продуктов (73%)) 6. Сахар

X.15 X.16
Цены значительно снизились 0 0
Цены снизились, но незначительно 2 8
Цены не изменились 18 32
Цены выросли, но незначительно 34 33
Цены значительно выросли 36 15
Затрудняюсь ответить 10 12
Индекс* 51 28

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто занимается покупкой продуктов (73%)) 7. Крупы, макароны

X.15 X.16
Цены значительно снизились 0 0
Цены снизились, но незначительно 1 1
Цены не изменились 25 41
Цены выросли, но незначительно 42 37
Цены значительно выросли 25 10
Затрудняюсь ответить 7 11
Индекс* 45 28

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто занимается покупкой продуктов (73%)) 8. Овощи и фрукты

X.15 X.16
Цены значительно снизились 0 1
Цены снизились, но незначительно 2 4
Цены не изменились 14 21
Цены выросли, но незначительно 38 40
Цены значительно выросли 41 25
Затрудняюсь ответить 5 9
Индекс* 59 43

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто занимается покупкой продуктов (73%)) 9. Стоимость проезда в общественном транспорте

X.15 X.16
Цены значительно снизились 0 0
Цены снизились, но незначительно 0 0
Цены не изменились 42 51
Цены выросли, но незначительно 24 19
Цены значительно выросли 17 10
Затрудняюсь ответить 17 20
Индекс* 29 20

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, по ответам тех, кто занимается покупкой продуктов, индекс роста цен

I кв. 2015 II кв. 2015 июль 2015 август 2015 сентябрь 2015 октябрь 2015 ноябрь 2015 декабрь 2015 январь 2016 март 2016 апрель 2016 май 2016 июнь 2016 июль 2016 август 2016 сентябрь 2016 октябрь 2016
Хлебобулочные изделия 61 52 41 44 43 43 42 40 39 40 39 35 32 32 33 32 30
Крупы, макароны 72 54 41 48 45 45 41 37 38 39 37 31 32 31 31 30 28
Молочные продукты 68 59 49 51 51 51 50 48 46 49 45 40 37 36 37 36 39
Овощи и фрукты 79 70 41 45 44 59 60 61 63 60 56 45 40 30 22 28 43
Мясо и мясопродукты 76 68 58 60 61 60 57 54 50 51 47 41 41 41 43 42 45
Сахар 79 57 49 58 56 51 44 40 41 43 39 32 35 40 41 30 28
Коммунальные платежи 59 53 65 64 64 64 58 56 52 57 51 42 43 53 56 49 49
Стоимость проезда в общественном транспорте 41 33 33 31 29 29 26 29 34 29 30 24 25 22 21 20 20
Бензин 42 39 48 53 54 49 46 38 33 45 47 38 41 42 42 37 35

* в пунктах)

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: рост цен