ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3213 | 04 Октября 2016
Инфляция в России: мониторинг
Темп роста цен на продукты и услуги, по ощущениям россиян, сегодня слабее, чем в 2015 г.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Среди продуктов наиболее ощутимым за последние месяцы стало подорожание мяса и молока
МОСКВА, 4 октября 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров.

Темп роста цен на основные продукты и услуги, по оценкам граждан, продолжается замедляться, однако подорожание товаров по-прежнему отмечает большинство граждан, занимающихся ведением домашнего хозяйства.  

Среди продуктов питания инфляции подверглись, прежде всего, мясо и мясопродукты: об этом в сентябре с.г. сказали 63% опрошенных (в т.ч., 24% отметили существенный рост). Индекс роста цен* составил 42 п. (против 61 п. в сентябре 2015 г.), при диапазоне от -100 до 100 п. 57% заметили подорожание молочных продуктов (показатель восприятия инфляции по данному продукту 36 п.), 53% - хлеба (индекс – 32 п.). Для сравнения, год назад соответствующие показатели были равны 51 и 43 п.

Также довольно ощутимым является рост цен на сахар – его заметили 51% (индекс равен 30 п.), крупы и макароны (48%, 30 п.), овощи и фрукты (51%, 28 п.). При этом каждый десятый, напротив, говорит, что на сахар, овощи и фрукты цены снизились (10% и 12%, соответственно).

Более двух третей (70%) отмечают рост платежей за коммунальные услуги – индекс роста цен составляет 49 п., что, однако, заметно ниже, чем год назад (82%, 64 п.). Повышение цен на бензин заметил 51% (индекс – 37 п.). Расходы на проезд в общественном транспорте являются наиболее фиксированной статьей семейного бюджета: о повышении цен на них сказали только 30%, тогда как 48% не отмечают изменений в сумме оплаты (индекс – 20 п.).

Данные комментирует эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Из предшествующих исследований известно, что для населения именно цены являются наиболее информативным экономическим индикатором. Именно по движению цен рядовые граждане судят о положении дел в хозяйстве страны.  Как видно из представленных данных, по всем исследуемым группам товаров население отмечает заметное снижение темпов роста цен. Хороший пример способности общественного сознания вполне адекватно отражать реальные экономические процессы. Помимо прочего, данное явление хорошо объясняет результаты выборов в Государственную думу. Те, кто в предвыборной агитации сделал ставку на риторику нагнетания страхов перед кризисом оказались в проигравших: граждане вполне отчётливо видят, что власти справляются с текущим кризисом намного более успешно, чем с любым из предыдущих. В повестке дня – не кризис, а стратегия посткризисного развития. И, судя по последним заявлениям из ЦБ о желательности экономического курса на основе создания «внутренних источников роста», вектор этой стратегии найдёт безоговорочную поддержку у подавляющего большинства россиян».

*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как сумма ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу "цены значительно снизились" присваивается коэффициент (-1), ответу "цены снизились, но незначительно" коэффициент (-0,5), ответу "цены выросли, но незначительно" 0,5, ответу "цены значительно выросли" 1, ответу "цены не изменились" 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция, по мнению россиян.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ 24-25 сентября 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто покупает продукты самостоятельно (73%) 1. Коммунальные платежи

IX.15 IX.16
Цены значительно снизились 0 1
Цены снизились, но незначительно 1 1
Цены не изменились 12 22
Цены выросли, но незначительно 35 39
Цены значительно выросли 47 31
Затрудняюсь ответить 5 6
Индекс* 64 49

2.Мясо и мясопродукты

IX.15 IX.16
Цены значительно снизились 0 1
Цены снизились, но незначительно 1 2
Цены не изменились 13 25
Цены выросли, но незначительно 35 39
Цены значительно выросли 44 24
Затрудняюсь ответить 7 9
Индекс* 61 42

3.Бензин

IX.15 IX.16
Цены значительно снизились 0 1
Цены снизились, но незначительно 1  0
Цены не изменились 5 16
Цены выросли, но незначительно 26 27
Цены значительно выросли 41 24
Затрудняюсь ответить 27 32
Индекс* 54 37

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто покупает продукты самостоятельно (73%) 4. Молочные продукты

IX.15 IX.16
Цены значительно снизились 0 1
Цены снизились, но незначительно 1 1
Цены не изменились 20 33
Цены выросли, но незначительно 42 40
Цены значительно выросли 30 17
Затрудняюсь ответить 7 8
Индекс* 51 36

5. Хлебобулочные изделия

IX.15 IX.16
Цены значительно снизились 0 1
Цены снизились, но незначительно 1 1
Цены не изменились 29 39
Цены выросли, но незначительно 43 39
Цены значительно выросли 22 14
Затрудняюсь ответить 5 6
Индекс* 43 32

6. Сахар

IX.15 IX.16
Цены значительно снизились 0 1
Цены снизились, но незначительно 2 9
Цены не изменились 15 29
Цены выросли, но незначительно 33 32
Цены значительно выросли 40 19
Затрудняюсь ответить 10 10
Индекс* 56 30

7. Крупы, макароны

IX.15 IX.16
Цены значительно снизились 0 1
Цены снизились, но незначительно 1 1
Цены не изменились 24 41
Цены выросли, но незначительно 37 34
Цены значительно выросли 27 14
Затрудняюсь ответить 11 9
Индекс* 45 30

8. Овощи и фрукты

IX.15 IX.16
Цены значительно снизились 1 1
Цены снизились, но незначительно 7 11
Цены не изменились 18 26
Цены выросли, но незначительно 34 33
Цены значительно выросли 31 18
Затрудняюсь ответить 9 11
Индекс* 44 28

9. Стоимость проезда в общественном транспорте

IX.15 IX.16
Цены значительно снизились 0 1
Цены снизились, но незначительно 0  0
Цены не изменились 41 48
Цены выросли, но незначительно 24 18
Цены значительно выросли 17 12
Затрудняюсь ответить 18 21
Индекс* 29 20

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, по ответам тех, кто покупает продукты самостоятельно, индекс роста цен

I кв. 2015 II кв. 2015 42186 42217 42248 42278 42309 42339 42370 42430 42461 42491 42522 42552 42583 42614
Хлебобулочные изделия 61 52 41 44 43 43 42 40 39 40 39 35 32 32 33 32
Крупы, макароны 72 54 41 48 45 45 41 37 38 39 37 31 32 31 31 30
Молочные продукты 68 59 49 51 51 51 50 48 46 49 45 40 37 36 37 36
Овощи и фрукты 79 70 41 45 44 59 60 61 63 60 56 45 40 30 22 28
Мясо и мясопродукты 76 68 58 60 61 60 57 54 50 51 47 41 41 41 43 42
Сахар 79 57 49 58 56 51 44 40 41 43 39 32 35 40 41 30
Коммунальные платежи 59 53 65 64 64 64 58 56 52 57 51 42 43 53 56 49
Стоимость проезда в общественном транспорте 41 33 33 31 29 29 26 29 34 29 30 24 25 22 21 20
Бензин 42 39 48 53 54 49 46 38 33 45 47 38 41 42 42 37

* в пунктах)

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: рост цен на продукты и услуги