07.07.2016
Пресс-выпуск №3147

ЕГЭ-2016: мифы и реальность

Россияне заметили положительные изменения в системе оценки знаний с помощью ЕГЭ, в то же время убежденность граждан в недостатках экзамена оказалась устойчивой.

МОСКВА, 7 июля 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают эффективность единого государственного экзамена.

Спустя 7 лет после повсеместного введения в нашей стране единого госэкзамена (ЕГЭ) о нем знают 75% россиян. Из них 35% сообщили, что они сами, их дети или родственники сталкивались со сдачей ЕГЭ. Еще 40% никак не участвовали в этом, но слышали об экзамене из новостей. С 2013 года именно эта доля снизилась на 11%. В то время как доля тех, кто ничего не знает о ЕГЭ увеличилась на 9% (с 14% в 2012 до 23% в 2016 гг.).

За последние 5 лет существенно снизилось число тех, кто считает мошенничество распространенной практикой во время ЕГЭ. Если в 2011 году так думали 49% россиян, то сегодня только четверть (25%). Более половины респондентов (52%) убеждены, что такие случаи– единичные. При чем, среди тех, кто сталкивался со сдачей экзамена, эта доля еще выше - 62%. Также сегодня думают и люди в возрасте от 25 до 34 лет и те, у кого есть высшее образование (по 59%).

Никогда не встречались с подтасовкой или мошенничеством при проведении единого госэкзамена 89% россиян. 5% сообщили, что они сами или члены их семьи лично сталкивались с такими случаями. Их число незначительно снизилось за последние три года (с 7% в 2013 г.).

О скандалах, связанных с организацией единого экзамена в этом году, слышали 17% россиян, а 83% сообщили, что не знают о таких. Среди тех, кто слышал о нарушениях, 50% затруднились назвать подробности, 10% сообщили, что слышали о скандалах в регионах и даже назвали конкретные учебные заведения, 9% сообщили о нарушениях со стороны организаторов, 6% связали новости о проведении ЕГЭ с публикациями о нервных срывах у выпускников. 

Некоторые убеждения о проведении ЕГЭ оказались наиболее устойчивыми и распространенными среди россиян. Так, 70% считают, что учащихся натаскивают только на прохождение тестов, в связи с этим ухудшается качество знаний, это число выросло за последние 4 года (с 62% в 2013 г.). В том, что госэкзамен не учитывает индивидуальные особенности школьников уверены 68%. А 67% думают, что проверка знаний после введения ЕГЭ стала формальной.

В то же время 58% отмечают, что одаренные дети из регионов получили возможность учиться в престижных вузах. По мнению 49%, отмена тестовой части ЕГЭ позволяет выявить реальный уровень образования. И 48% говорят, что система оценки знаний избавилась от субъективного фактора.

При этом среди наших сограждан сильна убежденность в том, что школьных знаний недостаточно для сдачи ЕГЭ на баллы, которые позволяют поступить в вуз. Такого мнения придерживается сейчас более половины респондентов (61%). Причем 68% среди тех, кто сам сталкивался с ЕГЭ.  Обратную точку зрения высказывает только каждый четвертый (25%), за год это число уменьшилось на 9%.

Данные комментирует Председатель Правления ВЦИОМ Константин Абрамов: «Сокращение числа россиян, которые что-либо знают о ЕГЭ, свидетельствует о том, что острота темы снизилась, ЕГЭ уже не формирует актуальную повестку дня. Если подавляющее большинство населения не слышали о скандалах, связанных с ЕГЭ, значит, негативная тема не была представлена в информационном пространстве, формат итоговой аттестации стал привычным для россиян. Чего не скажешь о стереотипах, связанных с ЕГЭ. В представлении населения ЕГЭ остается просто тестом, при том, что по факту тестовой части в нем нет, и когда это представление будет скорректировано, сказать сложно. Основной проблемой в системе подготовки средней школы, по мнению большинства наших граждан, остается неспособность дать необходимые знания для успешной сдачи экзаменов в рамках школьной программы без дополнительных занятий. Здесь ЕГЭ выполняет функцию общественного контроля в системе образования, указывая на ее проблемное место».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 25-26 июня 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Известно ли вам что-либо о Едином государственном экзамене (ЕГЭ)?

(Закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2016 г.

Да, знаю, я лично сталкивался с этой системой, сталкивались члены моей семьи

30

31

25

37

33

35

35

Да, я знаю об этом из средств массовой информации

54

52

60

46

51

49

40

Нет, ничего об этом не знаю

14

15

13

14

14

14

23

Затрудняюсь ответить

2

2

2

3

2

2

2

Как Вы считаете, мошенничество при сдаче ЕГЭ, подтасовка его результатов - это сегодня общая практика или единичные случаи?

(Закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Скорее единичные случаи

43

45

52

Скорее общая практика

32

36

25

Затрудняюсь ответить

25

19

23

А Вам лично (членам Вашей семьи) доводилось сталкиваться со случаями мошенничества при сдаче ЕГЭ, подтасовкой его результатов или нет?

(Закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Да, я лично (члены моей семьи) сталкивался с мошенничеством, подтасовкой

7

6

5

Нет, я лично (моя семья) с мошенничеством или подтасовкой не сталкивался

85

89

89

Затрудняюсь ответить

8

5

6

С какими из мнений о Едином государственном экзамене Вы согласны, а с какими - нет? После введения ЕГЭ... (Закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, %)

 

2014 г.

2016 г.

Ухудшилось качество подготовки и знаний учащихся, школьников натаскивают только на прохождение тестов

Согласен

64

70

Не согласен

19

15

Затрудняюсь ответить

17

15

ЕГЭ не учитывает индивидуальные особенности учащихся

Согласен

67

68

Не согласен

15

15

Затрудняюсь ответить

18

17

Проверка знаний учащихся становится формальной, поверхностной

Согласен

62

67

Не согласен

20

16

Затрудняюсь ответить

18

17

Одаренные ученики из регионов получили реальную возможность поступать в престижные ВУЗы страны

Согласен

51

58

Не согласен

27

25

Затрудняюсь ответить

22

17

Отмена тестовой части ЕГЭ позволяет выявить реальный уровень знаний учащихся*

Согласен

-

49

Не согласен

-

26

Затрудняюсь ответить

-

25

Система оценки знаний учеников избавилась от субъективного, влияния человеческого фактора

Согласен

48

48

Не согласен

27

26

Затрудняюсь ответить

25

26

Российское образование приблизилось к общепринятым международным стандартам

Согласен

39

41

Не согласен

32

38

Затрудняюсь ответить

29

21

С каждым годом случаев мошенничества, коррупции и подтасовки данных экзамена становится все меньше*

Согласен

-

41

Не согласен

-

29

Затрудняюсь ответить

-

30

Уменьшилась коррупция на стадии поступления в ВУЗы

Согласен

26

28

Не согласен

45

49

Затрудняюсь ответить

29

23

*Не задавался в 2014г.

Слышали ли Вы о публичных скандалах, связанных в этом году со сдачей единого государственного экзамена (ЕГЭ)?

(Закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2015 г.

2016 г.

Слышал

13

17

Не слышал

87

83

О каких публичных скандалах, связанных со сдачей ЕГЭ в этом году Вы слышали?

(Открытый вопрос, не более трех ответов, % среди тех, кто слышал о публичных скандалах, связанных со сдачей ЕГЭ в этом году)

 

2015 г.

2016 г.

Нарушения в конкретных регионах, населенных пунктах, школах

3

10

Нарушения при проведении экзамена со стороны организаторов

2

9

Нервные срывы у детей, как реакция на результаты ЕГЭ

1

6

Проносили на экзамен мобильные телефоны

5

5

Выпускники пользовались шпаргалками, списывали

7

4

Апелляции результатов ЕГЭ

0

4

Взяточничество

2

4

В Интернет были выложены ответы; ответы продавались через Интернет

4

3

Другое

2

1

Замена сдающего экзамен другим человеком

1

0

Помощь учителей

3

0

Подтасовка результатов, КИМов

3

0

Завышенные баллы, 100% результаты

2

0

Протесты со стороны родителей

1

0

Затрудняюсь ответить

67

50

 Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Образование, навыки

ВЦИОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ

В своей деятельности ВЦИОМ следует принципам научной объективности и строгости, руководствуясь Кодексом ESOMAR. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров - член ESOMAR.