ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3115 | 30 Мая 2016
Свой бизнес: сегодня и 25 лет назад
В деле основания собственного бизнеса наши современники проявляют большую активность и надежду на успех, чем жители позднего СССР.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Каждый третий россиянин (34%) заявляет о желании открыть свое дело, стать владельцем компании (среди 18-24-летних 60%)
  • Из них уже предпринимают для этого определенные действия 17%
  • 60% наших сограждан не стремятся стать бизнесменами, чаще всего объясняя это недостатком денежных средств (37%) или здоровья (30%)
МОСКВА, 30 мая 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как изменилось отношение к предпринимательству за последние 25 лет.

Сегодня, в сравнении со временами позднего СССР, россияне уже более определенно отвечают на вопрос о том, хотели бы они открыть свое дело: не желают становиться бизнесменами 60% (с 49% в 1991 г.), напротив, выражают такое стремление 34% (25 лет  назад – 29%), в молодежной среде готовы к этому 60%, среди людей пенсионного возраста – 6%. Доля затруднившихся с ответом заметно сократилась (с 20% до 3%).

При этом среди потенциальных бизнесменов (желающих открыть свое дело) уже предпринимают для этого какие-то действия только 17% (что, однако, больше, чем в 1991 г. – 8%), еще 33% обещают начать работу над этим в ближайшее время. Наиболее интересными сферами им кажутся розничная торговля (24%, ранее – 14%), общественное питание, транспорт и бытовое обслуживание (17%). Каждый второй из заявивших о своем намерении заняться предпринимательством (47%) откладывает фазу активных действий на неопределённый срок. 

За 25 лет вдвое вырос уровень оптимизма относительно успеха бизнес-карьеры – 71% потенциальных предпринимателей (планирующих начать свое дело и уже предпринимающих для этого какие-то действия) надеется, что задуманное им удастся (ранее так говорили только 35%).

Респонденты, не желающие открыть свое дело, и те, кто пока для этого ничего не делает, объясняют это неимением необходимых материальных средств (37%), плохим здоровьем и старостью (30%), отсутствием интереса к бизнесу (20%) и др.

Среди всех опрошенных наиболее распространено мнение, что для удачи в бизнесе прежде всего нужны деньги (34%). 27% отмечают значимость личных качеств, 23% - связей и знакомств. При этом уже действующие бизнесмены говорят, что предпринимателю для успеха нужны в первую очередь не деньги (12%), а личные качества (45%) и полезные знакомства (27%).

Данные комментирует директор специальных программ ВЦИОМ Елена Михайлова: «За последние четверть века сформировались более четкие представления о предпринимательской деятельности: если в 1991 году, на этапе становления институтов рыночной экономики, общественное мнение базировалось на абстрактных представлениях о бизнес-процессах, то сегодня готовность к открытию собственного дела является одним из показателей качества сформированной бизнес-среды. Так, за прошедшие десятилетия значимо увеличилась доля потенциальных предпринимателей, убежденных в успешной реализации планов по открытию бизнеса, что свидетельствует об эффективности созданной обширной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Молодежь как социальная группа, характеризующаяся высокой активностью и склонностью к риску, выражает высокую готовность к участию в предпринимательской деятельности. Однако препятствием для использования этого потенциала может выступать заниженная оценка значимости личных качеств, инициативности в успешном построении бизнес-карьере. Стереотип восприятия начинающего бизнесмена как имеющего существенный стартовый капитал является устойчивым».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 14-15 мая 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Вы хотели или не хотели бы открыть свое дело, стать владельцем завода, мастерской, кафе, магазина или другого предприятия? (закрытый вопрос, один ответ, %)

1991 г.* 2016 г.
Не хотел бы 49 60
Хотел бы 29 34
У меня уже есть свое предприятие 2 3
Затрудняюсь ответить 20 3

*В 1991 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всесоюзной выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки – 3453 респондента

Вы предпринимаете или не предпринимаете какие-то практические шаги, чтобы открыть свое дело, создать собственное предприятие? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто хотел бы открыть свое дело)

1991 г.* 2016 г.
Пока не предпринимаю, в ближайшее время создавать свое предприятие не собираюсь 56 47
Пока не предпринимаю, но собираюсь заняться созданием своего бизнеса в ближайшее время 36 33
Да, предпринимаю (пытаюсь зарегистрировать свое предприятие, получить кредит, ищу помещение, сырье, оборудование и т.п.) 8 17
Затрудняюсь ответить** 0 3

** В 1991 г. данный вариант ответа не предлагался

В какой сфере Вы бы хотели открыть свое предприятие? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто хотел бы открыть свое дело и предпринимает или собирается предпринять в ближайшее время какие-то шаги)

1991 г.* 2016 г.
В розничной торговле посреднической деятельности 14 24
В общественном питании, на транспорте, в бытовом обслуживании 18 17
В строительстве 8 10
В производстве техники, оборудования, различного рода изделий 8 8
В пищевой промышленности, производстве товаров народного потребления 14 8
В медицине, культуре, образовании, организации досуга населения 14 5
В области науки, информатики, проектно-конструкторской деятельности 4 4
В биржевом, банковском, страховом деле 3 2
В иной области 4 16
Затрудняюсь ответить 13 6

Как Вы думаете, Вам удастся или не удастся открыть свое дело, создать собственное предприятие? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто хотел бы открыть свое дело и предпринимает или собирается предпринять в ближайшее время какие-то шаги)

1991 г.* 2016 г.
Думаю, удастся 35 71
Думаю, не удастся 30 17
Затрудняюсь ответить 35 12

Если Вы не можете или не хотите создать собственное предприятие, то по каким причинам? (закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто не хотел бы открыть свое дело или хотел бы, но пока ничего не предпринимает)

1991 г.** 2016 г.
У меня нет для этого денег и я не знаю, где их взять 36 37
Не тот возраст, нет здоровья 28 30
Меня это не интересует 23 20
Слишком много трудностей с созданием такого предприятия (получением земли, регистрацией, поиском помещений, техники, сыр 16 18
У меня нет соответствующих способностей, знаний 21 14
У меня нет уверенности, что государство однажды вновь не закроет частные предприятия 12 8
Боюсь, что самому придется нарушать закон, давать взятки, спекулировать 7 5
Опасаюсь рэкета, не хочу привлекать к себе внимание преступников 4 3
Я в принципе против существования частных предприятий 6 2
Боюсь осуждения окружающих и близких мне людей 1 1
По другим причинам 1 7
Затрудняюсь ответить 9 3

** в 1991 г. вопрос задавался только тем, кто не хотел открыть свое дело, массовый опрос проходил по репрезентативной всесоюзной выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки – 3453 респондента

Что, по-Вашему, важнее всего в нынешних условиях, чтобы стать преуспевающим предпринимателем? (закрытый вопрос, один ответ, %)

1991 г.* 2016 г.
Деньги 32 34
Личные качества, такие как настойчивость, предприимчивость 29 27
Связи, знакомства 21 23
Готовность идти на риск, не останавливаясь перед нарушениями 7 8
Затрудняюсь ответить 11 8

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: свой бизнес сегодня и 25 лет назад