ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3101 | 11 Мая 2016
Цены и доходы: оценки россиян
Цены растут медленнее, но растут…

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Среди продуктов наиболее ощутимым стало подорожание овощей и фруктов, мяса, молока, а среди прочих категорий товаров и услуг чаще всего отмечается рост коммунальных платежей
МОСКВА, 11 мая 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг.

По оценкам респондентов, темп роста цен на основные продукты и услуги год назад был заметно выше, чем в настоящее время, исключением является ситуация с горючим. При этом, на большую часть товаров, по оценкам более половины опрошенных, цены по-прежнему растут.

В первую очередь, граждане, ведущие домашнее хозяйство и занимающиеся покупками, отмечают повышение стоимости овощей и фруктов (77%, в том числе 40% говорят о существенном росте) – индекс роста цен* по данной категории товаров в апреле составил 56 п. (против 70 п. в апреле 2015 г., при диапазоне от -100 до 100).

Также довольно ощутимым является подорожание мяса – его заметили 68% (в том числе 30% сказали о значительном росте), индекс 47 п. и молочных продуктов – 70%, индекс 45 п. Для сравнения, год назад соответствующие показатели составляли 68 и 59 п. Рост ценников на хлеб фиксируют 63% опрошенных, совершающих покупки и оплачивающих квитанции, индекс 39 п. (для сравнения, апрельское значение 2015 г. – 52 п.), на сахар – 58%, 38 п. (год назад – 58 п.), на крупы и макароны – 57%, 36 п. (с 55 п.).

Среди услуг и непродовольственных категорий товаров чаще всего говорят о подорожании коммунальных платежей (70%, в том числе 35% - существенный рост), показатель роста цен составляет 51 п. (от значения годичной давности – 54 п. – он отличается незначительно). Две трети (64%) отмечают повышение цен на бензин (индекс 47 п. – против 42 п. в апреле 2015 г.). Наименее существенным, по оценкам респондентов, стало повышение цен на проездные билеты – его ощутили 44% (индекс 30 п. – ниже показателя годичной давности – 37 п.).

Данные комментирует ведущий эксперт-консультант Управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб ВЦИОМ: «Падение реальных доходов остаётся для большинства россиян наиболее болезненным проявлением кризиса. Несмотря на то, что рост цен замедлился, общественное сознание продолжает воспринимать его очень остро. Это – одно из наиболее ярких проявлений запаздывания в отражении общественным сознанием реальных экономических процессов».

*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как сумма ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу "цены значительно снизились" присваивается коэффициент (-1), ответу "цены снизились, но незначительно" коэффициент (-0,5), ответу "цены выросли, но незначительно" 0,5, ответу "цены значительно выросли" 1, ответу "цены не изменились" 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция, по мнению россиян.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 23-24 апреля 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. 

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух? (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто занимается покупками продуктов и ведением домашнего хозяйства)

Дата Цены значительно снизились Цены снизились, но незначительно Цены не изменились Цены выросли, но незначительно Цены значительно выросли Затрудняюсь ответить Индекс*
Овощи и фрукты IV.16 1 3 13 37 40 6 56
Овощи и фрукты IV.15 1 2 9 27 58 3 70
Коммунальные платежи IV.16 1 1 22 35 35 6 51
Коммунальные платежи IV.15 1 1 21 35 38 4 54
Мясо и мясопродукты IV.16 1 3 18 38 30 10 47
Мясо и мясопродукты IV.15 1 1 10 30 54 4 68
Бензин IV.16 1 0 6 32 32 29 47
Бензин IV.15 1 1 15 28 29 26 42
Молочные продукты IV.16 1 2 20 47 23 7 45
Молочные продукты IV.15 1 1 13 42 39 4 59
Хлебобулочные изделия IV.16 1 1 32 46 17 3 39
Хлебобулочные изделия IV.15 0 1 18 47 29 6 52
Сахар IV.16 1 3 27 35 23 11 38
Сахар IV.15 1 3 14 30 45 7 58
Крупы, макароны IV.16 1 1 33 39 18 8 36
Крупы, макароны IV.15 0 2 17 37 37 7 55
Стоимость проезда в общественном транспорте IV.16 0 1 34 28 16 21 30
Стоимость проезда в общественном транспорте IV.15 1 1 31 31 23 13 37

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: рост цен