04.05.2016
Пресс-выпуск № 3098

ТВ, Интернет, газеты, радио: доверяй, но проверяй?

Главным СМИ для россиян по-прежнему остается телевидение: оно является основным источником информации, обладающим высоким кредитом доверия. Однако интерес к новостным ТВ-передачам в последние годы снизился.

МОСКВА, 4 мая 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, к каким СМИ россияне чаще всего обращаются за новостями о событиях в стране и мире, информации из каких источников доверяют больше других.

Изменениями политической и экономической конъюнктуры внутри страны и за рубежом в целом интересуется большинство россиян (66%), однако специально отслеживает соответствующую информацию в СМИ 21% (повышенный интерес наблюдается среди людей пенсионного возраста, тогда как молодежь, напротив, проявляет куда меньшую активность: 38% против 10-13%), а 45% узнают новости по случаю.

Главным источником новостей о событиях в стране для большинства наших сограждан по-прежнему остается телевидение, однако его популярность снижается (62% в 2015 г., 57% в 2016 г.). В то же время Интернет (считая одновременно информационные сайты, социальные сети и блоги) сегодня используется для поиска новостных материалов 27% всех опрошенных (в 2015 г. – 22%). Можно предположить, что в дальнейшем эта средняя цифра будет только расти – поскольку уже сегодня Сеть является главным источником новостей для 62% 18-24-летних, 47% 25-34-летних. Радио, газеты и журналы называют существенно реже (3%, 3% и 1% участников опроса, соответственно).

При этом нынешние новостные телепередачи, по словам каждого пятого респондента (21%), уже не так интересны, какими были несколько лет назад – в сравнении с 2011 г. этот показатель вырос более чем в два раза (8% в 2011 г.). Одновременно заметно ниже стала доля тех, кто придерживается обратного мнения: если в 2011 г. 55% россиян считали, что новости также интересны, как и ранее, то в 2016 г. об этом сказали 34%.

Однако это не мешает телепередачам центральных каналов оставаться безоговорочным лидером в рейтинге доверия средствам массовой информации. Индекс доверия* центральному телевидению сегодня составляет 52 п., при диапазоне от -100 до 100 п. (для сравнения, в 2007 г. – 53 п.): три четверти россиян (75%) выражают доверие данному виду СМИ. Показатель регионального ТВ ниже (37 п.), однако в целом доля респондентов, давших положительные ответы составляет 65%. Другие же СМИ вызывают доверие менее чем у половины опрошенных, а абсолютным аутсайдером являются зарубежные телепередачи, газеты, журналы и т.д. – индекс доверия к ним лежит глубоко в области отрицательных значений (-42 п.): хотя за год он немного укрепил позиции (с -56 п. в 2015 г.), до уровня 2007 г. ему еще очень далеко (21 п.).

Высокий уровень доверия к телевидению подтверждается еще и тем фактом, что в случае наличия противоречивой информации о каком-либо событии в различных СМИ, именно телевизионному сюжету скорее поверит более половины граждан (53%) – однако в последние несколько лет наблюдается снижение этой доли (с 60% в 2013 г.). Предпочтение сайтам и блогам в этом вопросе отдадут 22% опрошенных. В то же время таким традиционным средствам массовой информации, как радио (3%), газеты (2%) и журналы (менее 1%) респонденты готовы довериться не столь охотно, как «сарафанному радио» (7%).   

*Индекс доверия СМИ показывает уровень доверия россиян разным видам СМИ. Чем выше значение индекса, тем выше доверие. Индекс строится на основе вопроса "Доверяете ли Вы следующим средствам массовой информации?" как разность положительных и отрицательных ответов. Индекс может меняться в диапазоне от -100 до 100 пунктов.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 16-17 января 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. 

Можно ли сказать, что Вы интересуетесь политическими и экономическими новостями о событиях в стране и мире или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Интересуюсь, специально ищу такие новости

21

10

13

15

23

38

Интересуюсь, но предпочитаю узнавать о таких новостях по случаю

45

42

48

52

45

40

Нет, мне это не слишком интересно

33

46

36

32

32

22

Затрудняюсь ответить

1

2

3

1

0

0

Что для Вас служит главным источником новостей о событиях в стране? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Телевидение

60

62

57

Интернет – новостные, аналитические, официальные сайты

23

16

16

Интернет – социальные сети, блоги*

-

6

11

Разговоры с людьми

4

5

6

Газеты

7

3

3

Радио

5

4

3

Журналы

0

0

1

Ничего из перечисленного

1

4

3

* В 2014 г. данный вариант ответа не предлагался

Скажите, пожалуйста, информационные, новостные телепередачи сегодня Вам интересны больше, меньше или так же, как несколько лет назад? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2011 г.

2016 г.

Безусловно больше

20

12

Скорее больше

35

22

Так же, как несколько лет

31

42

Скорее меньше

7

13

Безусловно меньше

1

8

Затрудняюсь ответить

6

3

Доверяете ли Вы следующим средствам массовой информации? (закрытый вопрос, один ответ, индекс доверия СМИ, в пунктах)

 

2007 г.

2012 г.

2015 г.

2016 г.

Центральному телевидению

53

58

53

52

Региональному, местному телевидению

36

51

40

37

Центральной прессе

36

27

22

12

Новостным, аналитическим, официальным сайтам в Интернете*

-

 -

7

9

Центральному радио

33

22

30

7

Региональной, местной прессе

24

24

18

7

Региональному, местному радио

20

11

21

3

Социальным сетям и блогам в Интернете*

-

 -

-12

-4

Зарубежным СМИ

21

-22

-56

-42

* В 2007, 2012 гг. данные варианты ответов не предлагались

Доверяете ли Вы следующим средствам массовой информации? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, % от всех опрошенных в 2016 г.)

 

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

Затрудняюсь ответить

Центральному телевидению

42

33

12

10

3

Региональному, местному телевидению

33

32

14

14

7

Центральной прессе

22

24

16

19

19

Центральному радио

19

21

12

20

28

Региональной, местной прессе

19

25

17

20

19

Новостным, аналитическим, официальным сайтам в Интернете

19

25

14

22

20

Региональному, местному радио

16

20

13

22

29

Социальным сетям и блогам в Интернете

16

22

17

25

20

Зарубежным СМИ

6

9

18

39

28

Если об одном и том же событии радио, телевидение, журналы, газеты и интернет говорят по-разному, сообщают противоречивые сведения, то какому источнику Вы скорее всего поверите больше? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2013 г.

2015 г.

2016 г.

Телевидение

60

55

53

Интернет – новостные, аналитические, официальные сайты

22

13

15

Интернет – социальные сети, блоги*

-

5

7

Разговоры с людьми*

-

8

7

Газеты

6

4

3

Радио

4

3

2

Журналы

1

1

0

Затрудняюсь ответить, ничего из перечисленного

7

11

13

* в 2013 г. данные варианты ответов не предлагались

Обращаем Ваше внимание: при использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна!

Тематические разделы: Интернет; Политическая информация. Новости; Радио; Печать; Телевидение; Общие проблемы СМИ. Доверие к СМИ. Цензура